Тверской академический театр драмы
Поиск по сайту






Тверской театр драмы

ГЕОРГИЕВСКИЙ ГЕОРГИЙ АДОЛФОВИЧ
(1907–1979)

Народный артист РСФСР



11 июня 2017 года – 110 лет со Дня рождения народного артиста РСФСР, главного режиссера Театра драмы Г.А. Георгиевского (11.06.1907 – 06.05.1979)


Сын известного русского актера А.Г. Георгиевского и актрисы В.К. Долевой, Георгий Адольфович пришёл в Калининский театр драмы уже сложившимся профессиональным режиссёром (служил театру с 1942 по 1953 гг. и с 1958 по 1967 гг.). Сценическую деятельность он начал ещё в 1925 г. в Ростове как актёр, год работал в Нижегородском драматическом театре (1928-29 гг.) под руководством Н.И. Собольщикова-Самарина. Служил в Государственном театре имени В. Мейерхольда (1931 – 1932). За самостоятельную режиссёрскую работу взялся в 1933 г. в Свердловском театре, работал в Баку, Кирове, Тбилиси, в период перерыва с Калининским драматическим театром (1953 – 1958) – в Ставропольском драматическом театре.


Постановкам Георгиевского были присущи оптимизм, творческая фантазия, поиск новых выразительных средств. Высокая ответственность и требовательность к себе и актёрскому коллективу позволили режиссёру завоевать авторитет в Калининском театре ещё в годы войны. Специальные группы артистов выезжали с концертами в районы боевых действий. Только в 1943 году Тверской драматический в полном составе провел на фронте 2,5 месяца, сыграл 170 спектаклей и дал 1500 концертов. В это время, с 1942 по 1951 год театр размещался в нынешнем здании ТЮЗа с помещением на 350 зрительных мест. Первый театральный сезон тогда был открыт пьесой «Фронт» Корнейчука (режиссёр Г.А. Георгиевский) и во время премьеры началась воздушная тревога. Спектакль прервали на несколько минут и после продолжили. Во многом именно ему, художнику чрезвычайно самобытному, смелому и необыкновенно интересному по своей творческой манере, театр обязан сценической монолитностью, способностью создавать спектакли высокого звучания и большого мастерства. Блестящий организатор, влюблённый в театральное искусство, Г.А. Георгиевский умел не только сплотить труппу в идейно-эстетическом отношении, но и привить ей вкус к актёрской индивидуальности, отвращение к театральному штампу и бескрылому подражательству. Поставленные им спектакли «Фронт», «Русский вопрос», «Нашествие», «Счастье», «Великая сила», «Живой труп», «Заговор обреченных», «Ревизор», «Алмазы», «Третья Патетическая», «До свидания, Анна!», «Между ливнями», «Коллеги», «Обыкновенная история», «Кандидат партии» – в Калинине, «Беспокойная старость», «Мать», «Гроза», «Суворов», «Свадьба Кречинского», «Гибель эскадры», «Кутузов» и десятки иных в разных городах страны стали крупным явлением в советском театре.


Георгиевский выдвинулся в число наиболее серьезных и уважаемых режиссеров России. За выдающиеся заслуги в развитии советского театра Георгий Адольфович Георгиевский в 1950 г. удостоен почётного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1963 г. – почётного звания народного артиста РСФСР. В 1967 году уезжает в Москву. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Народная артистка РСФСР Наина Владимировна Хонина, выпускница Калининского филиала Школы-студии МХАТ и воспитанница Георгия Адольфовича Георгиевского:

«Есть люди, которые, однажды войдя в твою жизнь, остаются в ней навсегда – все равно, находятся ли они рядом с тобой, или где-то поодаль, или даже навеки ушли из этого мира. Их незримое присутствие в трудные минуты помогает тебе одолеть беду, да и радость ты делишь с ними. Таким заповедником души моей навеки стал Георгий Адольфович Георгиевский. Это он создал такую атмосферу в театре, в которой мы чувствовали себя пусть маленькими, но творцами, тянулись к обязывающему ощущению в себе художников».



В Калининском драматическом театре Георгиевским поставлены спектакли:


1942
  • «Петр Крымов» К. Финна
  • «Фронт» А. Корнейчука

  • 1943
  • «Нашествие» Л. Леонова
  • «Партизаны» А. Каплера
  • «День живых» А. Бруштейн
  • «Чрезвычайный закон» братьев Тур и Л. Шейнина

  • 1944
  • «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина
  • «Модная лавка» И.А. Крылова

  • 1945
  • «Сотворение мира» Н. Погодина
  • «Любовь земная и небесная» Белы Балаша
  • «Самолет опаздывает на сутки» Н. Рыбака и И. Савченко

  • 1946
  • «Василиса» Н. Ветлугина
  • «Фархад и Ширин» С. Вургуна

  • 1947
  • «Большие обиды» Г. Трифонова, совместно с А. Ароновым
  • «Русский вопрос» К. Симонова
  • «Молодая гвардия» А. Фадеева, инсценировка Г. Гракова, совместно с A. Ароновым.
  • «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо
  • «Мужество» Г. Березко

  • 1948
  • «Великая сила» Б. Ромашова
  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
  • «Счастье» П. Павленко, инсценировка С. Радзинского
  • «Овод» Э. Войнич
  • «Младшая сестра» И. Назарова

  • 1949
  • «Заговор обреченных» Н. Вирты
  • «Особняк в переулке» братьев Тур
  • «Мачеха» О. Бальзака
  • «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, инсценировка Н. Волкова

  • 1950
  • «Укрощение строптивой» У. Шекспира
  • «Зеленая улица» А. Сурова
  • «Чистый пламень» Б. Зорич
  • «Кандидат партии» А. Крона

  • 1951
  • «Рассвет над Москвой» А. Сурова
  • «Украденное счастье» И. Франко
  • «Живой труп» Л.Н. Толстого
  • «Незабываемый 19-й» Вс. Вишневского

  • 1952
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • «Любовь Яровая» К. Тренева
  • «Тридцать серебреников» Говарда Фаста

  • 1953
  • «Королевство кривых зеркал» B. Губарева и А. Успенского
  • «Третья молодость» братьев Тур

  • 1958
  • «Алмазы» Н. Глазовой

  • 1959
  • «Трасса» И. Дворецкого
  • «Дикари» С. Михалкова
  • «Летом небо высокое» Н. Вирты, совместно с С. Аннапольской
  • «Якорная площадь» И. Штока
  • «Мать своих детей» А. Афиногенова

  • 1960
  • «Третья патетическая» Н. Погодина
  • «Невольницы» А.Н. Островского
  • «Нора» Г. Ибсена
  • «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
  • «Четверо под одной крышей» М. Смирновой и М. Крейндель
  • «До свидания, Анна!» Б. Полевого, инсценировка С. Радзинского

  • 1961
  • «У себя в плену» М. Смирновой и М. Крейндель
  • «Домик в овраге» Н. Глазовой
  • «Коллеги» В. Аксенова и Ю. Стабового

  • 1962
  • «Камень на дороге» Д. Медведенко
  • «Черные птицы» Н. Погодина
  • «После свадьбы» по Д. Гранину, инсценировка М. Волобринского, Р. Рубинштейна, М. Сулимова

  • 1963
  • «Огненный мост» Б. Ромашова
  • «На бойком месте» А.Н. Островского

  • 1964
  • «Между ливнями» А. Штейна
  • «Петровка, 38» Ю. Семенова

  • 1965
  • «Сто четыре страницы про любовь» Э. Радзинского
  • «Камешки на ладони» А. Салынского
  • «Бесприданница» А.Н. Островского

  • 1966
  • «Я тебя не отдам, любимый» Е. Феличева
  • «Обыкновенная история» по И. А. Гончарову, инсценировка В. Розова
  • «Шифровка для Блюхера» Ю. Семенова и С. Крутова

  • 1967
  • «Вьюга» В. Раздольского


  • Пресса

  • С. Михня. Исполнилось 110 лет со дня рождения главного режиссера Калининского драмтеатра // МК в Твери. 2017. 21 июня.
  • М. Тверской. Легенда тверского театра драмы - к 110-летию со Дня рождения Георгия Адольфовича Георгиевского // Тверской Дайджест. 2017. 20 июня.
  • А. Сабынин. В драмтеатре отметили 110-летие легендарного режиссера Георгия Георгиевского // Афанасий-бизнес. 2017. 17 июня.

  • Документы



    Электронная книга

    Посвящение в режиссеры. Г.А. Георгиевский : театральное наследие. Статьи. Воспоминания. [сост. З.В. Владимирова]. - Москва : Искусство, 1987. - 239 с.
  • Посвящение в режиссеры. Г.А. Георгиевский : театральное наследие. Статьи. Воспоминания. [сост. З.В. Владимирова]. - Москва : Искусство, 1987. - 239 с.


  • Фотоальбом



    Афиши



    Программы



    Фотоальбом спектаклей