Вольская А.М.
Имя народной артистки РСФСР, председателя Калининского отделения ВТО Антонины Вольской занимает особое место в истории Тверского академического театра драмы. Для многих поколений зрителей она была и всегда останется звездой первой величины. Критики называли ее актрисой большой внутренней свободы. В сочетании с умной простотой исполнения это придавало всему, что делалось ею в спектаклях, достоверности и искренности.
Однажды драматург Петр Павленко подошел к Антонине Михайловне на репетиции и сказал, что свою Варвару он писал совсем другой: «Я писал ее сугубо отрицательной, вы же сделали ее более человечной». Это только один пример из богатой биографии актрисы. Даже самую небольшую роль она превращала в работу далеко не рядового порядка. В известном спектакле «Имя твое», поставленном Верой Ефремовой по роману Петра Проскурина, Вольская играла Лукерью Поливанову, которая сначала истово, яростно ненавидит Захара, который не смог сберечь ее дочь Маню, умершую в родах, а потом проникается уважением к Дерюгину, поняв, что он сможет воспитать ее внука Васю настоящим человеком…
Творческая биография Антонины Михайловны началась в Луганске. Ее отец умер в ссылке, мать скончалась, когда девочке было 12 лет. Воспитывалась в детском доме. В театр пришла в 1926 году. Пришла не за славой и не за деньгами – она тогда не знала, что это такое. Но здесь, на сцене, поняла, что выбор сделан правильный, ведь именно на подмостках она смогла не только реализоваться как актриса, но и щедро одарить своим талантом и зрителей, и партнеров. «Этим я счастлива», – сказала в одном из интервью Антонина Михайловна, видевшая вокруг себя неустроенный быт, голод, а на сцене – волшебный мир. В годы войны в составе фронтовой бригады пела летчикам «Синий платочек», «Чайку», «Землянку»… После войны жила в Уфе, Калуге, Симферополе, Туле. В Калинин приехала в 1950-м.
«В 30-х годах играла и пламенных большевичек, и барышень Островского, Тургенева. Честно служила театру. Трудно объяснить, но знала, когда будут аплодисменты, даже когда читала пьесу»,– вспоминала актриса. Свои лучшие роли, как считала сама, сыграла в Калининском драматическом: Люси Купер в «Дальше – тишина» Дельмара, Туз в пьесе «Все в саду» Олби и Марию Ульянову в «Семье» Попова. В Твери ею было сыграно более 90 ролей. Каждый образ, воплощенный Вольской, поражал объемом и тонкими психологическими нюансировками. Она очень любила репетировать, искать, придумывать, а больше всего – думать на сцене, помочь понять человеку, сидящему в зале, не только то, что сказал персонаж, но даже то, о чем он умолчал. Надо ли говорить, что у Антонины Михайловны это прекрасно получалось?
Зрители ее боготворили, ей посвящали стихи: «Я цифрам совсем не верю, / Рискую недоумевать, / Когда говорят тетери, / Что вам шестьдесят пять!»; «Мы любим вас! Чего же боле? Что можем мы еще сказать? Полвека ваш талант и воля народу служат! Так держать!». Актриса считала искусство театра сиюминутным: спектакль живет один вечер, а потом или забудется, или живет очень долго – как прекрасная легенда.
Вольская А.М.
Палитра изобразительных средств Антонины Вольской была неиссякаема, именно поэтому в каждом спектакле появлялся новый глубоко волнующий образ. «В какую бы эпоху ни жила женщина, это прежде всего мать», – говорила актриса. В спектакле «Дом Бернарды Альбы» она играла Бернарду. «Я верю в великое чувство материнства, поэтому моя Альба сходит с ума», – объясняла свою трактовку образа Антонина Михайловна.