Тверской академический театр драмы
Поиск по сайту



Тверской театр драмы
АЛЕКСЕЙ НАЗАРОВ

«…справедливо изволили сказать, ваше сиятельство, мы материалисты»
(рецензия на премьеру спектакля «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ»).


«Гул затих. Я вышел на подмостки».

Довольно часто это произведение называют «комедией о закулисье». Не соглашусь. Впрочем, доля правды в этом есть. А у режиссера Александра Павлишина задана ПАТЕТИЧЕСКАЯ комедия (то есть Страстная, Пылкая). С этим я бы согласился больше. Намного больше. Закулисье здесь - разве что сама жизнь. Во все времена талант ценился, во все времена «за кулисами» были интриги. И то и другое остается и сегодня. Люди завидуют, люди влюбляются. Влюбляются… то ли во внешность, то ли в талант – они и сами зачастую понять не могут. Богатые люди (в большинстве своём) были и остаются корыстными. Они готовы купить любовь. Какие поступки, какая искренность?! Во всём материализм – или как говорят сегодня – просто бизнес, ничего лишнего.

На сцене – минимализм. Весьма деликатный. Такой Островский для Тверского драмтеатра нов. Все построено на стульях и тележках на колесах. Плюс – видеопроекция. Впрочем, некоторые моменты со стульями показались странноватыми. Но не суть. Музыка. Её величество – музыка и … голоса. Вот что добавляет шарма. Голос Алексея Майского (артист антрепризы Мигаева), арии в его исполнении – вот эстетика души, пусть и не по Островскому. А стихи здесь тоже как музыка… музыка чувств. И пусть у Островского нет этих стихотворных строк великого драматурга Англии, а также одного из величайших поэтов России, но они очень органично вписаны и исполнены (будто в потоках вихря «Дуй ветер, дуй») Борисом Михней (Мартын Нароков), а также Валентином Кулагиным (самим Ерастом Громиловым). Ераст без Васи, не Ераст. Константин Василенко (Вася) вынужден быть с ним всегда где-то рядом, учиться у Ераста культуре подачи спиртных напитков («К чему много слов: "Покорнейше прошу, пожалуйте!" Скажи: пей! Видишь, как просто - всего только одно слово; а какая мысль глубокая»). Гитарной музыкой и голосом здесь украшает бытие Дарья Плавинская (Нина Смельская). Роль у неё небольшая, но она получилась весьма любопытной и неоднозначной. Но и это не вся музыка – есть в спектакле и олицетворение музыки выстраданного счастья – и это Дарья Осташевская (Александра Негина). Это её бенефис. Во всех смыслах. Праздник мастерства, праздник вокала. Во все времена красивые девушки считались легкомысленными. А если еще и актрисы, а если еще и талантливые… И тут в дело вступают богачи – Владимир Чернышов (Ираклий Дулебов), Никита Березкин (Григорий Бакин). Люди абсолютно развратные, наглые, лишенные деликатности («разве талант и разврат нераздельны?»). К ним примыкает двуличный Алексей Великотный (Гаврило Мигаев), который прогибается под обстоятельствами (пусть и не сразу). Все они – материалисты.

Но по законам жанра должны же быть «силы тёмные и светлые». На стороне «света» - Ирина Кириллова (Домна Пантелеевна). Она - мама главной героини. Она – чиста (Живешь, бедствуешь, а тут богатство! Ах, батюшки мои, какая напасть? Вот соблазн-то, вот соблазн-то! Уж не дьявол ли он, прости господи, тут подвернулся?»), она искренняя (радость от подарка шали как отдельный вид искусства (просто посмотрите спектакль)). И то и другое им дарит Вячеслав Харкота (Иван Великатов). Человек души широкой, абсолютно деликатный, искренний, сдержанный. Хочется отметить, что наконец-то этот артист раскрылся. Блистательная актерская работа. Ему наперевес «свет очей Александры Николаевны» - Никита Бахметьев (Петр Мелузов). Учитель, любовь главной героини, её опора. Человек абсолютно консервативных взглядов на жизнь. Человек, который противостоит «тёмной стороне» («постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете). Роль, надо сказать, исполнена Никитой Бахметьевым замечательно. Но вся эта борьба и суета должна к чему-то прийти. И в этот новый путь (пусть и невольно) отправляет Евгений Романов (сотрудник на железнодорожной станции). Какой же это путь? Куда он ведёт? Самое время увидеть воочию. А всем причастным к постановке - Браво!

Группа ТАТД ВКонтакте, 09.10.2022