ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЕФРЕМОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
ПРЕССА


Владимир КУЗЬМИН

"ТЕАТР – СОСТОЯНИЕ ДУХА..."

Тверской академический театр драмы под руководством Народной артистки Веры Андреевны Ефремовой – одно из ярких явлений русской национальной школы драматического искусства. Её театр уже которое десятилетие составляет Твери нешумную славу, можно сказать, классической театральной столицы отечественной провинции. Новый сезон расцвёл на большой сцене Тверского академического неповторимыми красками образов чеховского «Вишнёвого сада», последней премьеры сезона прошлого. ...Расцвёл осенью, вопреки всем фенологическим приметам действительности, но при этом обещая вскоре одарить зрителя щедрыми плодами новых актёрских работ и режиссерских замыслов. Редкий художник допустит в глубину своей мастерской даже самого близкого человека... И, быть может, лишь едва приоткрыть тайну создания сценического полотна, а более – уяснить прозу театральной жизни, стремились мы, начиная беседу с Верой Андреевной...

– ...В одном из интервью я уже говорила о том, что театр просто задыхается без гастролей. Поэтому мы очень надеялись на то, что добрые гастрольные начинания прошлого сезона – Калуга, Ярославль – продолжатся. Не менее важными оказались для нас сентябрьские поездки по районам области. Наш театр всегда очень серьезно относился к визитам на окраины губернии, которые, к сожалению, из-за отсутствия средств почти нереальны. Но если мы вырываемся в глубину нашего края, то следует вдохновенное возвращение актеров и всех работников театра. После последних гастролей и зрители, и наша труппа остались особенно довольными. В итоге появилась на свет даже стенная газета, чего по разным причинам давно не было в театре.

Очень жаль, что театр стал почти недоступен людям земли. Жители села, крестьяне – это те, кто в жизни и сегодня, как мне кажется, чувствуют и знают нечто большее, чем мы, горожане, в суете забывающие о смысле существования человека. С другой стороны, нам очень хорошо работается на тверских курортах – в Карачарове, в Митине, – где любят отдыхать москвичи, петербуржцы. Мы играем там для совершенно другого зрителя – интеллектуального, искушенного. Но, к сожалению, и в одном и в другом случае мы везем спектакль с плохой постановочной частью. Хотя в этом сезоне надеемся вернуться к созданию специального оформления, чтобы как можно больше вывозить спектакли по губернии. Есть надежда, что у нас, наконец, появится и свой автобус, что решит очень многие проблемы.

– Вера Андреевна, совсем недавно в Москве прошел юбилей замечательной русской актрисы, считающей себя нашей землячкой, Народной артистки Советского Союза Веры Кузьминичны Васильевой... Ее творческая жизнь тесно связана с Тверским академическим, на сцене которого она блистала в роли Раневской... Как начинался, как состоялся этот творческий союз, эта подлинная дружба с театром?

– Я надеюсь, что этот союз не просто состоялся, что он не прекратится... Здесь тоже не все так просто. Наверное, судьба – самое непостижимое явление во вселенной. Она решает многие проблемы легко и просто. Я никогда не думала, что Вера Васильева, которую я любила и знала как очаровательную актрису театра «Сатиры» и отечественного кинематографа, будет играть в моем спектакле. Мы встретились совершенно случайно. Это было время, когда пришлось решать судьбу моего «Вишнёвого сада»: исполнительница Раневской, актриса Сурудина, уехала в Москву... Мы оказались с Верой Кузьминичной в вагоне поезда, который нёс нас на театральный фестиваль, зашел разговор об Антоне Чехове. Поговорили, разошлись по купе. Мне не спалось: я думала о том, как вдохновенно она говорит о Чехове, как интересно рассказывает о своей жизни. Не предложить ли ей «Вишнёвый сад»? Оказывается, об этом думала и она. Утром я предложила ей совместную работа над «...Садом». Она согласилась. Тогда все началось. И в Москве, куда приезжала я, и здесь в Твери, где на сцене родилась удивительно тонкая, эмоциональная Раневская, имевшая большой успех по всей России. Трудно вспомнить, где бы мы не побывали, – Санкт-Петербург, Москва – несколько раз, Минск, Таллинн, Саратов, Афины, Дюссельдорф...

Секрет нашей совместной работы – в близости отношения к театру, понимания культуры его существования. Об этом я всегда переживаю: как, в трудный для духовности период, удержать высокий уровень актёрской работы на сцене. Вера Кузьминична относится к той театральной породе, для которой театр – это состояние духа... При этом она сохранила необыкновенную молодость души, непосредственность в общении со зрителем и замечательную актерскую форму. Мы по-человечески сроднились, я надеюсь – подружились. Это дорогой для меня человек, поэтому я несказанно рада была принять участие в её недавнем творческом вечере...

– ...Хотелось бы больше таких земляков-друзей

– А их много... На вечере был Андрей Дементьев, который собирается представить на родине свою последнюю книгу. К сожалению, мы забываем о наших именитых друзьях, земляках – я имею в виду, прежде всего, театралов. Ведь Вера Кузьминична могла бы украсить любое губернское или городское торжество. Надеемся, что бенефис Веры Васильевой на сцене нашего театра состоится... Или вот еще одно имя – народный артист Михаил Иванович Коршунов, директор Малого театра, профессор Щепкинского училища. Он родился в Кимрах...

– Вера Андреевна, у театра в этом году много планов: будут новые спектакли, приглашенные режиссеры?

– ...У нас в этом году должен поставить спектакль Валерий Персиков. Надеемся, что постановка состоится, хотя смешно сказать, сколько ему мы сможем заплатить, по сравнению с тем, во сколько оценивает его работу, например, новосибирский «Красный факел» или театры Германии, где режиссер традиционно работает. Наш Валерий Персиков стал очень, как сегодня говорят, «дорогим» режиссером... Поставит детский спектакль Виктор Синицын – «Конек-Горбунок».

Тверской театр не может жить без молодого режиссёра – это наша традиция. Ансар Халилуллин, очень перспективный и одаренный режиссёр, известный тверитянам постановкой пьесы Брагинского «Третий лишний», будет работать над спектаклем по А. Володину. Успешно в актерской режиссуре показал себя Александр Чуйков, который ставит на большой сцене пьесу испанского драматурга, которую мы назвали «Эксперименты доктора Ариэля». Пройдут два, а может быть, и более творческих вечера – юбилей Веры Рычковой и 30 лет творческой деятельности Леонида Брусина. Мы примем активное участие в творческом вечере в ЦДРИ, посвященном драматургии великого Артура Миллера. У нас многие годы идет его пьеса «Цена» в постановке Светланы Филатовой, которая тоже хочет отметить свой творческий вечер, что совершенно справедливо. 20 ноября мы отправляемся в ЦДРИ на юбилейные празднества Щепкинского училища, ведь в Твери находится единственное в России его отделение...

Мы продолжим ответственно заниматься воплощением на сцене русской классики. Это главное назначение нашего театра. Но сегодня решение таких сложных задач – дело неблагодарное. Тверская русская реалистическая психологическая школа (в репертуаре ТАТД 15 классических пьес) соперничает с местным шоу-безнесом и с коллективами, которые превращают классику в шумные ремейки. Мы поняли, что этот путь дает нам большее признание за пределами Твери. Поэтому будем больше выезжать, составлять славу нашему краю. Надеемся, что успешными будут наши декабрьские гастроли в Александринском театре.

Тверская жизнь. -2000.-14 октября.


Тверской Академический Театр Драмы (неофициальный сайт), 2003-, ©Nata Nick | dramteatr.info