ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЕФРЕМОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
ПРЕССА


Борис ГУРОВ

ЗАВОРОЖЕННЫЕ СЦЕНОЙ

Приливы и отливы имеют место не только в море, но и в культурной жизни, в том числе и культурной жизни Твери. Зажигаются и гаснут свои звезды. И, пожалуй, лишь Тверской театр драмы пребывает в состоянии стабильного развития и поистине вечной молодости. Как российская классика, так и суперсовременные, весьма смелые постановки часто собирают здесь полные залы. А за кулисами этого феноменального явления вот уже почти 30 лет неизменно стоит художественный руководитель театра, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор по классу мастерства актера Вера Андреевна Ефремова.

Происхождение просто обязывало Веру Андреевну связать свою жизнь с театральным искусством. Ее бабушка, дочь симбирского помещика, Наталья Львовна Персиянова писала пьесы, которые ставились на подмостках Питера и Москвы, с участием таких знаменитых актрис, как Савина и Ермолова. Отец Веры Андреевны, Андрей Андреевич Ефремов - талантливый режиссер, принимавший непосредственное участие в создании театров Монголии и Кабардино-Балкарии. Мать, Анна Павловна Веровская-Рябова - блистательная актриса Московского театра имени М.Н. Ермоловой и Саратовского театра драмы имени К. Маркса. Сама Вера Андреевна впервые вышла на сцену Саратовского театра юного зрителя еще в 1949 году, будучи студенткой второго курса филфака Саратовского университета, где в то время преподавали такие звезды филологии, как Юлиан Оксман, Ефграф Покусаев, братья Григорий и Матвей Гуковские. После окончания второго вуза, Государственного института театрального искусства, в 1957 году, Ефремова уезжает на периферию, работая с 1960 года главным режиссером. Саратов, Челябинск, Рязань, Калуга, Ульяновск - города, где рождались ее спектакли. А в 1974 году Вера Андреевна приезжает в Калинин. "Тверь, носящая теперь дорогое всем нам имя М.И. Калинина, - город древний и красивый. Одно то, что в городе протекают сразу три реки: Волга, Тверца и Тьмака, определяет его своеобразие", - делится она первыми впечатлениями о Твери с читателями своей книги "Поиски сути", вышедшей в 1982 году пятнадцатитысячным тиражом. "Русский театр по праву называется одним из лучших в мире, - говорит Вера Андреевна на страницах своей книги. - И это потому, что он впитал в себя все лучшее, что пришло в него из прошлого, и то прекрасное, что несет в себе наша действительность". Однако когда ту, относительно "спокойную" советскую действительность сменила новая, российская, Вера Андреевна как руководитель сумела выстоять в бурях перестройки. Не только выстоять, но и спасти, удержать свой театр. О проблемах и будущем этого театра с ней, женщиной-лидером, сумевшей сделать себя и других, и состоялся наш разговор в преддверии Женского дня 8 Марта."

- Вера Андреевна, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития театрального искусства на тверской земле, о ваших творческих планах и проблемах."

- Совсем недавно мы отпраздновали десятилетний юбилей Тверского актерского курса Высшего театрального училища имени Щепкина, и один из самых главных моих личных планов - продолжить педагогическую работу в училище. Это очень интересное дело, нужное не только Твери, где сейчас много хороших актеров, но и всей Тверской губернии, где пока еще мало профессионалов, так необходимых нашей культуре. Если говорить о планах, то скоро на тверской драматической сцене состоится рождение нового спектакля "Двенадцатая ночь" Шекспира в постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Персикова, хорошо знакомого нашему зрителю по целому ряду талантливых и ярких постановок. Мы готовимся к летним гастролям на сцене Малого театра и ответному приему труппы этого знаменитого театрального коллектива на нашей тверской сцене. Идет работа над моей новой постановкой из русской классики... Но пока название позвольте оставить в секрете. Что же касается театральных проблем, то одна из самых главных - сценическая неоснащенность. Что бы выжить, современный театр вынужден соревноваться со всевозможными бизнесшоу, которые отлично оснащены и выливают на зрителя такое количество света и звука, будто в их концертах задействована добрая половина чубайсовского хозяйства. В отличие от них, у нас очень плохая светоаппаратура. Новое оборудование стоит очень дорого. Но мы очень надеемся на помощь нового тверского губернатора Дмитрия Зеленина и его команды."

- А как вообще у вас складываются отношения с губернатором Дмитрием Зелениным?- Если честно, я мало знала Дмитрия Вадимовича до того, как он стал губернатором, и не ожидала, что новый губернатор такой простой, но в то же время высокообразованный и понимающий природу искусства человек"

.- Сейчас Дмитрий Зеленин занят формированием своей команды. Появляются и еще появятся в дальнейшем новые его заместители и руководители комитетов. Каким должен быть, по вашему мнению, руководитель комитета по искусству?"

- Любящим искусство, интеллигентным человеком, способным помочь развитию особой самобытной тверской культуры, уважающим наши традиции, но в то же время хорошо чувствующим запросы сегодняшнего дня. А главное - он должен быть честным и порядочным."

- Но, наверное, сегодня есть немало порядочных людей, понимающих и любящих искусство, драматургию, знающих законы театральной сцены? Это ваши зрители. "

- Мы бесконечно ценим нашего зрителя. И его заслуги есть во всех наших достижениях. На днях мы отпраздновали двадцать девять лет спектакля "Вишневый сад" на тверской сцене. Этот спектакль ставится мною в Твери уже в пятой редакции, и через него прошла практически вся наша труппа. В "Вишневом саде" с нами работала на протяжении многих лет народная артистка СССР, актриса Театра Сатиры Вера Васильева. С этим спектаклем мы были в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Саратове и даже в Афинах и Дюссельдорфе. И, тем не менее, на недавней юбилейной постановке "Вишневого сада" был полный зал. Причем пришла большей частью молодежь, которая поначалу шумела, но потом, захваченная происходящим на сцене, забыла обо всем на свете. Так всегда бывает и на "Анне Карениной", и на "Обрыве" и на других "трудных" психологических спектаклях. Молодые люди просто теряются, когда на них со сцены наплывает то, с чем они, к сожалению, не сталкиваются в современной жизни. В эти минуты, наблюдая гамму тонких психологических отношений, многие фактически открывают для себя театр как новый вид искусства."

- В том, что выросшая в жестоких условиях перестройки наша молодежь поворачивается лицом к высокому искусству, заслуга как классики и современного театра, так и талантливых актеров. Некоторые из них удостаиваются за свою работу высокого знания народных артистов. Кто из тверской труппы ближайшие претенденты на это почетное звание? Достоин ли его, по вашему мнению, например, давний друг газеты "Караван" Георгий Пономарев?"

- На мой взгляд, уровень званий "заслуженный актер" и "народный актер" в последнее время несколько снижен. Ведь в данном контексте слово "народный" означает не только то, что актер любим народом. Человек, " претендующий на это высокое звание, должен также вбирать в себя огромное количество профессиональных качеств. И в нашем театре есть люди, которые по праву носят это звание. Я знаю, что Георгий Пономарев - разносторонне одаренный актер и человек, проявивший большой энтузиазм в деле возвращения потомкам памяти о благоверном князе Михаиле Тверском. Конечно же, его деятельность заслуживает признания. Но с другой стороны, отдавая столько времени и энергии общественной деятельности, не теряет ли он в чем-то себя для театра? Но, безусловно, Георгий Николаевич - один из претендентов на звание народного актера. Я его уважаю и люблю. И в театр он пришел с моей легкой руки. В 1958 году, будучи молодым режиссером Челябинского театра, я отобрала Пономарева для челябинской труппы из выпускников Щепкинского училища. Что же касается других претендентов, то уже очень давно мы выставили на звание заслуженной артистки Ирину Кириллову, а на звание народного артиста - Леонида Брусина. Заслуживает высокой оценки и деятельность необыкновенно одаренного и талантливого нашего актера Владимира Чернышова, рекомендованного художественным советом Тверского театра драмы на звание народного артиста. Но пока из Москвы не придут документы и звания на одних, мы не имеем права выставлять других. Я думаю, что со временем труд и талант наших замечательных актеров, в том числе и Георгия Пономарева, будет оценен по достоинству.

"

На фото: Художественный руководитель Тверского театра драмы, народная артистка РСФСР Вера Ефремова, ее супруг народный артист РСФСР Александр Чуйков и известный драматург, автор сценариев к фильмам "Старики - разбойники", "Берегись автомобиля", "С легким паром", "Служебный роман" Эмиль Брагинский. Фотографии из личного архива Веры ЕФРЕМОВОЙ

Караван+Я. -2004. - 3 марта. [ http://www.karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003-2016 | www.dramteatr.info