ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЕФРЕМОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
ПРЕССА


Борис ГУРОВ

ВЕРА ЕФРЕМОВА: ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, ТЕАТР ДОЛЖЕН ОБЫГРАТЬ ШОУ

Приливы и отливы присущи и культурной жизни, в том числе культурной жизни расположенной между двумя российскими столицами Твери. Здесь тоже зажигаются и гаснут свои звезды. И пожалуй, лишь Тверской театр драмы - в состоянии азартной молодости. Как российская классика, так и современные, весьма смелые постановки собирают здесь полные залы. Вот уже почти 30 лет театром руководит народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Вера ЕФРЕМОВА.

Происхождение просто обязывало Веру Андреевну связать свою жизнь с театральным искусством. Ее бабушка, дочь симбирского помещика, Наталья Львовна Персиянова писала пьесы, которые ставились на подмостках Питера и Москвы с участием таких знаменитых актрис, как Савина и Ермолова. Отец Веры Андреевны, Андрей Андреевич Ефремов, - талантливый режиссер, принимавший непосредственное участие в создании театров Монголии и Кабардино-Балкарии. Мать, Анна Павловна Веровская-Рябова, - блистательная актриса Московского театра имени М.Н. Ермоловой и Саратовского театра драмы имени К. Маркса.

Сама Вера Андреевна впервые вышла на сцену Саратовского театра юного зрителя еще в 1949 году студенткой второго курса филфака Саратовского университета. После окончания ГИТИСа в 1957 году Ефремова работает в Саратове, Челябинске, Рязани, Калуге, Ульяновске. В 1974 году приезжает в Калинин...

Когда советскую действительность сменила новая, бурная российская, Вера Андреевна сумела выстоять, спасти, удержать свой театр. О проблемах и будущем этого театра и вообще тверской культуры и состоялся наш разговор.

- Вера Андреевна, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития театрального искусства на Тверской земле, о ваших творческих планах и проблемах.

- Совсем недавно мы отпраздновали десятилетний юбилей Тверского актерского курса Высшего театрального училища имени Щепкина, и один из самых главных моих личных планов - продолжить педагогическую работу. Это очень интересное дело, нужное не только Твери, где сейчас много хороших актеров, но и всей Тверской губернии, где пока еще мало профессионалов, так необходимых нашей культуре.

Если говорить о планах, то скоро на тверской драматической сцене состоится рождение нового спектакля, "Двенадцатой ночи" Шекспира, в постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Персикова, хорошо знакомого нашему зрителю по целому ряду талантливых и ярких спектаклей. Мы готовимся к осенним гастролям в Малом театре и ответному приему труппы этого знаменитого театрального коллектива на нашей тверской сцене. Идет работа над моей новой постановкой из русской классики... Но пока название позвольте оставить в секрете.

Что же касается театральных проблем, то одна из самых болезненных - техническая неоснащенность. Чтобы выжить, современный театр вынужден соревноваться со всевозможными шоу, которые отлично оснащены и выливают на зрителя такое количество света и звука, будто в их концертах задействована добрая половина чубайсовского хозяйства. В отличие от них у нас очень плохая светоаппаратура. Новое оборудование стоит дорого. Но мы очень надеемся на помощь нового тверского губернатора Дмитрия Зеленина и его команды.

- Судя по аншлагам, в Твери сегодня немало людей, понимающих и любящих искусство.

- Мы бесконечно ценим нашего зрителя. И его заслуги есть во всех наших достижениях. На днях мы отпраздновали двадцать девять лет спектаклю "Вишневый сад" на тверской сцене. Этот спектакль ставится мной в Твери уже в пятой редакции, и через него прошла практически вся наша труппа. В "Вишневом саде" с нами работала на протяжении многих лет народная артистка СССР, актриса Театра сатиры Вера Васильева. С этим спектаклем мы были в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Саратове и даже в Афинах и Дюссельдорфе. И тем не менее на недавней юбилейной постановке "Вишневого сада" был полный зал. Причем пришла большей частью молодежь, которая поначалу шумела, но потом, захваченная происходящим на сцене, забыла обо всем на свете. Так всегда бывает и на "Анне Карениной", которую мы играем уже десять лет, и на "Обрыве", и на других "трудных", психологических спектаклях. Молодые люди просто теряются, когда на них со сцены наплывает то, с чем они, к сожалению, не сталкиваются в современной жизни. В эти минуты, наблюдая гамму тонких психологических отношений, многие фактически открывают для себя театр как новый вид искусства.

- В том, что наша молодежь поворачивается лицом к высокому искусству, немалая заслуга талантливых актеров. Кого из тверской труппы можно считать ближайшими претендентами на почетное звание?

- Человек, претендующий на высокое звание, должен вбирать в себя огромное количество профессиональных качеств.

Что же касается наших претендентов, то уже давно мы представили на звание заслуженной артистки Ирину Кириллову, а на звание народного артиста - Леонида Брусина. Заслуживает высокой оценки и деятельность необыкновенно одаренного и талантливого нашего актера Владимира Чернышова, рекомендованного художественным советом Тверского театра драмы на звание народного артиста. Я думаю, что со временем труд и талант Георгия Пономарева и других наших замечательных актеров будет оценен по достоинству.

Культура. -2004.- 29 апреля.


© Тверской академический театр драмы, 2003-2016 | www.dramteatr.info