ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2007-2008


Евгений ПЕТРЕНКО

Кто Мельпомене больше ценен

Сегодня вся театральная общественность отмечает свой профессиональный праздник – Международный день театра. К этому дню обычно готовят почетные грамоты и премии, которые получат особенно отличившиеся за этот год служители Мельпомены.

И хорошо, что праздник этот коснется не только актеров и режиссеров, но и работников многочисленных цехов, без которых невозможно появление нового спектакля. Однако боюсь, что монтировщики, плотники, бутафоры, осветители и т.д. будут отмечать День театра именно у себя в цехах. Возможно, я не прав, но ведь театр во многом и есть один большой цех, только с творческим уклоном. В том нет ничего плохого, как, наверное, нет ничего плохого в том, что в одном театре порой не знают, что делается в другом, – опять же в смысле творческого процесса. Они не изолированы друг от друга, просто у актеров и режиссеров зачастую нет времени для того, чтобы пойти и познакомиться с работой своих коллег. День театра едва ли не единственный, когда они могут собраться вместе (по традиции это происходит в Тверском Доме актера), чтобы посмотреть друг на друга и оценить, кто больше матери-Мельпомене ценен.

Начало нынешнего сезона для Тверского театра драмы и Тверского ТЮЗа ознаменовалось гастрольными поездками. Театр драмы играл на сцене питерского театра «Буфф» спектакли «Фантомные боли» и «Дядя Ваня», ТЮЗ ездил в Финляндию, где горьковским «На дне» закрывал Год русского языка. Гастроли прошли успешно, по крайней мере так стоит думать, веря на слово тому, что говорили после возвращения в Тверь господа артисты. Кимрский театр драмы и комедии отметил свой день рождения премьерой Островского «Таланты и поклонники». Юбилей ТЮЗа также праздновался премьерой – спектакль «Забыть Герострата» поставил режиссер из Ульяновска Эдуард Терехов, с которого началась своего рода новая история этого театра. В театральном процессе последних лет господин Терехов стал первым режиссером, которого специально пригласили на постановку, чем несколько опровергли старый постулат о главной роли в театре главного режиссера.

Эксперимент, прямо скажем, не нов, но в тверское театральное пространство до этого мало кого допускали, мол, мы сами с усами. Дальше – больше. Вот уже третья тюзовская постановка – дело рук приезжих режиссеров. Позиция руководства театра понятна: акции ТЮЗа в последнее время здорово упали в цене, так что требовались безотлагательные меры по повышению котировок. На первый взгляд приглашенные постановщики с этой задачей пока справляются, тем более что недавнюю премьеру – спектакль «Культурный слой» – пока, правда, по неофициальной информации, планируется заявить в качестве участника ближайшего фестиваля «Новая драма», который проводится в Москве. Этой работе, впрочем, скорее всего предстоит еще найти путь к своему зрителю, мало знакомому с современной драматургией: «Культурный слой» братьев Дурненковых – лишь второй случай обращения к новой драме, первым был спектакль театра драмы «Фантомные боли» по пьесе Василия Сигарева. Знакомство, таким образом, весьма поверхностное: надеяться, что современные пьесы читают все поголовно, не приходится. На прошлой неделе «Культурный слой» должны были показать на сцене Вышневолоцкого драматического театра, однако от затеи пришлось отказаться: как говорят, билеты раскупались вяло.

Театр драмы сейчас живет в своем обычном режиме, его репертуар пополнился двумя новыми спектаклями: «Ночью откровения» на малой сцене и «Женитьбой Белугина» на большой. Буквально накануне профессионального праздника должна была состояться премьера еще одного камерного спектакля – «Вниз с горы Морган» Артура Миллера, но в связи с болезнью одного из артистов премьеру пришлось отложить. В начале апреля зрителю будет предложена очередная комедия положений – «Играем в дружную семью (Ужин по-французски)» Марка Камолетти. Готовится к постановке лермонтовский «Маскарад», который, возможно, мы увидим либо в конце нынешнего сезона, либо в начале следующего.

Будущий год, надо сказать, станет для театра драмы судьбоносным, пока это коснется только самого здания, реконструкцию которого планируется начать в 2009 году. К этому времени на территории бывшего Гостиного двора закончатся необходимые археологические работы, в частности нужно исследовать фундаменты и грунты, и начнется строительство. Проект совсем недавно был представлен во Франции на крупном инвестиционном форуме, а еще раньше обсуждался на совещании в администрации области с участием губернатора и министра культуры. Проект французских архитекторов предлагает создать театрально-культурный центр, реконструкцию здания без изменения его исторического облика и обновление всего квартала: для этого расчистят внутренний двор театра, который он делит с областной филармонией, здесь появится новый корпус полусферической формы, соединенный со зданием театра пространством атриума. Сметная стоимость проекта составляет два миллиарда рублей. В скором времени он должен пройти утверждение в министерствах культуры и массовых коммуникаций. Реконструкцию и новое строительство планируется осуществить за один год. Пока не совсем понятно, как будет функционировать театр в это время, однако в телефонном разговоре с корреспондентом «ТЖ» художественный руководитель Вера Ефремова заверила, что никаких революционных изменений не предвидится, театр закрывать никто не собирается. А значит, стоит надеяться, зрителей не лишат возможности смотреть старые и новые спектакли, ведь для Мельпомены зритель – самый ценный персонаж.

Тверская жизнь. -2008.- 27 марта. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info