ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2009-2010


Евгений ПЕТРЕНКО

Починить потихоньку калитку

Тверской театр драмы сезон на малой сцене открыл премьерным спектаклем по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в постановке Веры Ефремовой. Историю из жизни таежного поселка, написанную в 1971 году, не стали переносить в день сегодняшний, и в этом, возможно, состоит главное достоинство спектакля.

В «Чулимске» заняты сплошь молодые артисты, которые, окончив Тверской курс Щепкинского училища, пополнили нынешним летом труппу театра. Так что очень интересно было посмотреть, как справятся они с материалом, о каком понятия никакого не имеют в силу возраста. И будет ли интересен зрителю рассказ о провинциальной девушке, поминутно ремонтирующей палисадник, который посетители чайной, где она работает, постоянно ломают? Этот палисадник, отделяющий сцену от зрительного зала, в самом деле с грохотом и от души сокрушают обитатели медвежьего угла, каковым и предстает Чулимск. Справа растет береза, но ей, похоже, как и людям, живется здесь не слишком сладко, потому как листья дерева немного подзавяли. Зато тайга расцветает буйным цветом: кажется, что она начинается там, где заканчивается пространство веранды той самой чайной, на которой и разворачивается действие.

И костюмы, и музыкальное оформление как-то сразу настраивают на ностальгический лад, как и сама актерская игра, предложенная артистами и режиссером (в этом спектакле, как и в «Фантомных болях», Вере Ефремовой ассистировал Александр Павлишин). Бытовая сторона жизни, показываемая в спектакле, как будто подсмотрена в каком-то старом советском фильме. Потертые стулья, граненые стаканы, бухгалтерские счеты и всеобщий утренний сбор на чай и яичницу, а также априорное правило о том, что в этом мирке все всё друг про друга знают, делают картинку едва ли не идиллической. Если бы не знать, что пахнет здесь в основном яичницей, а совсем не идиллией. Хотя само начало спектакля вроде бы намекает на это.

Совсем не по-вампиловски Пашка (Дмитрий Новоселов) ранним утром украдкой пробирается к чайной и засовывает в ее дверь букетик цветов. Ясно – любовь, и она появляется. Она – Валентина (Виктория Козлова). Пьесу, созданную специально для Московского театра имени Маяковского, драматург первоначально хотел назвать «Валентина». Но пока ее «не утверждали», Михаил Рощин написал пьесу «Валентин и Валентина», так что от этого названия Вампилову пришлось отказаться. Валентина Виктории Козловой – этакая русская красавица, статная, чистая красота которой впечатляет. Что она делает в забытом Богом и людьми месте, совершенно непонятно, равно как и то, зачем она неустанно чинит перманентно сломанную калитку. «Чтобы целая была», – отвечает героиня на вопрос следователя Шаманова (Марат Мельник). В таком почти маниакальном упорстве и интонации, с какой произносит свои реплики героиня Козловой, можно при большом желании усмотреть признаки умственной неполноценности, а можно – цельность и богатство натуры. То есть Валентине суждено либо загубить свою жизнь в глухом Чулимске, либо, как чайке, гордо взлететь над поселком.

В этом-то и состоит трагизм и безысходность показанной в спектакле жизни. Борец за справедливость, некогда перспективный следователь Шаманов оказывается вдали от людей потому, что уже не может и не хочет бороться с системой. Само поведение его, кстати, тоже будто бы списано из советского фильма, и выглядит он тоже именно так, как и положено следователю. Пришедший из тайги выправлять себе пенсию Еремеев (Артем Турыгин) оказывается в положении, когда «без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек». Дергачев (Артем Василенко) и Хороших (Анастасия Бурова) живут как кошка с собакой. Модница и одновременно стерва с задатками рефлексирующей героини аптекарша Кашкина (Яна Голубева) мечется между любовью к Шаманову и простой человеческой порядочностью. Функционер Мечеткин (Алексей Майский, тоже словно сошедший с советского экрана), несмотря на положенную по роли принципиальность, несчастен, потому что ему уже сорок, а он до сих пор не женат. Таким образом, всем артистам приходится играть отчаявшихся людей, обладающих тем не менее большим потенциалом. Главное – выбраться из провинции. Больше всего нацелен на побег Пашка, по молодости готовый на все, в том числе и на поступок. Особенно если поступок нужно сделать ради любви.

Именно в любви, однако, все и дело. Чувства героев не находят взаимности. Влюбленная в Шаманова Валентина сама открывает ему глаза. Но, думая, что отвергнута, на танцы она идет с Пашкой. Он испытывает к Валентине большую привязанность. Первый акт длится долго, но ровно столько, чтобы все нити интриги связались воедино, и во втором акте, согласно Чехову, выстрелило ружье. Из двух существующих вариантов финала пьесы Вера Ефремова выбрала тот, в котором изнасилованная Пашкой Валентина стреляется за кулисами, так и не отремонтировав до конца родную калитку. И только ради этого стоит смотреть «Чулимск», хотя финальную реплику: «Валентина…», произнесенную Шамановым, можно было, наверное, и опустить. Получилась бы весьма выразительная немая сцена. Ведь ломать, как известно, не строить. А в вампиловском контексте – не чинить. Что молодые исполнители и показали.

Тверская жизнь. -2009.- 18 сентября. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info