ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2011-2012


Игорь МАНГАЗЕЕВ

АНШЛАГ! ЕЩЕ АНШЛАГ!

Тверской театр драмы. Слуга двух господ

Аншлаг сопутствовал премьерным показам «Слуги двух господ» на большой сцене Тверской драмы. Спектакль по пьесе Карло Гольдони, написанной им в Венеции в 1749 году, поставили молодой тверской режиссер Александр Павлишин и художник-постановщик Андрей Юдин.

Сюжет популярного спектакля знаком каждому телезрителю по фильму «Труффальдино из Бергамо» с Константином Райкиным в главной роли. Действие происходит в XVIII веке. Молодой туринец Флориндо Аретузи, убив на поединке Федериго Распони, брата своей возлюбленной Беатриче, вынужден бежать из родного города. Беатриче, переодевшись в мужское платье, отправляется на его поиски. Приехав в Венецию, она нанимает слугу по имени Труффальдино, который одновременно поступает на службу к прибывшему в тот же город Флориндо Аретузи. После ряда казусов и авантюр отчаявшаяся Беатриче и ее возлюбленный с помощью ловкого слуги находят друг друга.

Гольдони известен театральному миру тем, что устранил импровизацию, свойственную комедии масок (дель-арте), и ввел точный литературный текст, которого актеры должны были строго придерживаться. Но если сравнить «Слугу двух господ» с более поздними комедиями венецианского периода, бросится в глаза то, что отступления от дель-арте в этой комедии еще не так решительны, как позднее. Гольдони в «Слуге...» довольно близко придерживается сценарного плана - тринадцать действующих лиц: две пары влюбленных, двое стариков, двое «слуг», одна субретка и четыре второстепенных персонажа. Даже романтический мотив - убийство влюбленным брата своей невесты, занесенный из Испании и такой чуждый драматическим принципам самого Гольдони, - тут налицо.

В версии Александра Павлишина лишь одиннадцать персонажей, если считать, что актер Никита Берёзкин играет две роли - Труффальдино из Бергамо и мифического Паскуаля. В его игре, на мой взгляд, немного не хватает здорового «идиотизма», присущего, скажем, денщику Швейку из великого романа Ярослава Гашека. Никита - очень изящен и артистичен, именно он, к слову, сочинил оригинальную музыку к «Слуге...»

Критика отмечает, что во многом благодаря молодым артистам стали возможны постановки «Собаки на сене», «Донны Люции» и «Слуги двух господ». «Все классические произведения, которые у нас идут на сцене, живут долго. Пятнадцать лет при нашем театре работал курс театрального училища имени Щепкина, выпускники которого составляют ядро молодого актерского состава», - говорила художественный руководитель театра Вера Ефремова в интервью телеканалу «Культура».

«Слуга двух господ» - практически первая серьезная и самостоятельная работа Александра Павлишина в качестве режиссера. Репетиции начались после встречи Нового года. До этого спектакля он успешно поставил сказку «Невероятные приключения Буратино и его друзей» Алексея Толстого и идущую на малой сцене драму «новой волны» «Фантомные боли» Василия Сигарева.

Надо сказать, что Карло Гольдони не впервые идет в Тверской драме. В 1996 году тверской зритель уже видел «Кьоджинские перепалки» в постановке заслуженного деятеля искусств республик Абхазия и Кабадино-Балкарии Валерия Кове. Эта «списанная с натуры» комедия относится к наиболее зрелому периоду творчества драматурга - она поставлена в конце карнавала 1761 года в театре Сан-Лука.

Пьеса «Слуга двух господ», по мнению А.Павлишина, материал очень игровой и очень радостный: «Для режиссера и актера счастье встретиться с таким материалом – легким, может быть, иногда бесшабашным».

Одна из особенностей спектакля - тесный контакт со зрителем. Спектакль сопровождается множеством выходов в зрительный зал. Авансцена вынесена едва ли не во второй ряд, актеры появляются даже из лож для VIP. Такой стиль свойственен художнику Андрею Юдину - в его студии на Пушкинской улице места мало, но, как известно, голь на выдумки хитра.

Слова песен написаны Дарьей Плавинской – она выступает в роли Беатриче. Флориндо Аретузи играет Тарас Кузьмин. В роли Панталоне деи Бизоньози заняты Константин Юченков и Владимир Чернышов, а его дочь Клариче играют Юлия Бедарева и Ирина Погодина. Не так часто актеру Алексею Великотному достаются роли, в которых он мог бы выговориться сполна, но на этот раз Великотный, играя Доктора Ломбарди, блещет широкими познаниями римского права. А в образе его сына Сильвио предстает актер Алексей Майский.

Спектакль явно нравится прежде всего самим актерам, они играли самозабвенно. И в результате - аншлаги на премьерах.

Тверской театр драмы. Слуга двух господ Тверской театр драмы. Слуга двух господ

Фото И. Мангазеева

Тверской курьер. - 2012. -  23 марта.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info