ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Альдо де Бенедетти
СУБЛИМАЦИЯ ЛЮБВИ
ПРЕССА


Наталья ПУГАЧЕВА

СУБЛИМАЦИЯ В КВАДРАТЕ

На большой сцене Тверского академического театра драмы - снова премьера. Уже вторая в едва начавшемся театральном сезоне. На этот раз в роли режиссера выступил артист театра Борис Михня. Он поставил комедию Альдо де Бенедетти “Сублимация любви”.

Эта пьеса современного итальянского драматурга не избалована вниманием со стороны российских (и не только) режиссеров. Написанная в 1963-м она сначала не была принята даже на родине Бенедетти. Впервые пьесу поставили в 1995 году. В России до Бориса Михни ее “превращали” в спектакль всего два раза, в Москве: Александр Марин в театре Олега Табакова и Михаил Козаков. Причем во втором случае режиссер взял для своей постановки оригинальное название комедии - “Паола и львы”…

Паола - современная женщина. Красивая, самостоятельная, умная. Леоне (по-русски значит лев) - депутат итальянского парламента. Обаятельный, богатый, но совершенно обычный мужчина. От него нельзя ждать никаких сюрпризов, никаких превращений. Так считает Паола. У них свидание: бутерброды, молоко, беседы ни о чем. А за всем этим - желание депутата сделать гостью своей любовницей. Он только не знает, как сказать о нем Паоле. И она ему в этом помогает.

Комизм в том, что мужчина и женщина в один миг меняются местами. Смешно, но не он ей, а она ему предлагает перейти к более близкому знакомству. Для этого сеньору Савасте только-то и нужно: разжечь страсть в Паоле, рассказать ей о том, что он испытывает к ней. Но… Саваста не привык говорить о своих чувствах. Словно заезженная пластинка, он твердит Паоле о любви “штампованными” фразами. И становится посмешищем почтеннейшей публики…

Паола уходит, а вместо нее у депутата откуда ни возьмись появляется новый собеседник: невольный свидетель позорно закончившегося свидания, нищий драматург Пьетро Дегани. “В гости” к депутату, а точнее, к его холодильнику его привело острое чувство голода. Встреча становится судьбоносной и для Савасты, и для Дегани, потому что с нее начинаются превращения: депутат становится драматургом, а драматург - депутатом. Леоне по просьбе Пьетро приписывает себе авторство его комедий, которые никто не желал ставить. И - о чудо! - имя на титульном листе меняет все. Пьесы получают шумный успех, драматург - удовлетворение от того, что его творчество нравится публике, а депутат - славу и… приглашение на свидание от Паолы.

Женщина влюбляется в автора комедий. Но если любовь публики Пьетро с легкостью уступает Леоне, то за любовь Паолы он готов бороться. Разнонаправленные векторы (у каждого из героев своя цель в жизни) складываются в любовный треугольник. Вместо одного “льва” Паола получает двоих. И снова свидание втроем. Или все-таки вдвоем?

Раздвоение личности - это когда один человек представляет себя двумя разными людьми. Это болезнь, почти неизлечимая патология. А когда два человека фактически живут под одним именем и чувствуют себя одной личностью, то как это называется? Может быть, удвоение личности? Или личность в квадрате? В медицине этот феномен пока не зарегистрирован и не исследован. Альдо де Бенедетти в данном случае является первооткрывателем новой патологии. Его герои-“львы” взаимозаменяемы. Депутат играет роль драматурга в театре, поскольку тот, не может с ней справится из-за неуверенности в своем везении. Но на самом деле, единственная роль, которую он может исполнять в театре, - это роль зрителя: в подтверждение этому герой выходит на сцену из зрительного зала. А драматург играет роль депутата… в постели с Паолой, поскольку Леоне справляется с этой ролью самостоятельно.

Но при чем же здесь сублимация? А при том, что сначала нерастраченные чувства драматурга превращаются в творчество, а затем творчество рождает любовь. Вот такая сублимация в квадрате…

В отличие от московских постановок, которые, по мнению критиков превращались в бенефисы исполнителей роли Леоне Савасты, то есть Олега Табакова и его тезки Басилашвили, тверская “Сублимация любви” - это именно трио, где блистают все актеры: и Владимир Чернышов (Леоне Саваста), и Александр Павлишин (Пьетро Дегани), и Ирина Кириллова (Паола). А также художник Евгений Бырдин и режиссер Борис Михня, который кроме текста сумел поместить в постановку множество остроумных “штучек”.

Тверская жизнь. - 2002.- 6 ноября. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info