ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Василий Сигарев
ФАНТОМНЫЕ БОЛИ
ПРЕССА


Игорь МАНГАЗЕЕВ

НИСПОСЛАНИЕ ФАНТОМНЫХ БОЛЕЙ ЛЮБВИ

Истина, реальность жизни была девизом всех русских писателей-реалистов. И мало какой теме так повезло с интерпретациями, как проблеме подлинного и ложного гуманизма. Но в результате щедрой критики она порядком набила оскомину.

Вызвать «милость к падшим», открыть нам в маргиналах ту малость, почти неразличимую, но единственную, которая еще способна вернуть их к нормальной жизни, -- за эту сложнейшую задачу взялась народная артистка России Вера Ефремова, главный режиссер Тверского театра драмы. Для постановки на малой сцене избраны «Фантомные боли» Василия Сигарева, -- одноактная пьеса, написанная в жанре «новой драмы». Далекая от морализаторства, она отвечает стилю новой драматургической волны. Василий Сигарев, лауреат премии «Антибукер» и еще с полдюжины премий такого же достоинства, живет в Екатеринбурге. Он стал известен после постановки своего «Пластилина», лет пять назад.

Фантомные – вроде как не существующие; болит, например, отрезанная нога, это и есть фантомная боль. А если отрезана часть души, осталась с любимым, то фантомная это боль или какая?

В «Болях» автор почти документально описал натуралистические подробности ночной жизни типичного трамвайного депо. Здесь сменные сторожа в замурзанной комнатушке дежурят, воруют металл, пьют самогон и прочий суррогат. Сюда ежедневно и приходит сумасшедшая Ольга, вдова бывшего сторожа депо Владимира, поэта, зарезанного трамваем (под колесами трамвая, вот горе, погибла и дочь Оли и Володи Кристина)… Из мебели – трамвайные сиденья вперемежку с ящиками. На одном выписан номер 200 -- мрачный, что и говорить, подтекст!..

Действующих лиц трое. Студента Диму, желающего немного подработать, играет Евгений Романов -- из молодых выпускников Тверского курса «Щепки». А сторожа Глеба, начинающего, но уже «подающего большие надежды» вора и алкоголика, представляет Тарас Кузьмин. На роль несчастной Ольги выбрана одаренная актриса Дарья Плавинская. Тарас и Дарья уже зарекомендовали себя интересными работами во многих спектаклях театра.

В первой картине студент режет черный хлеб ножичком с выпрыгивающим лезвием (им же его и пырнет сменщик Глеб). Тот появляется с кабацкими рассказами о кондукторшах, которых «не упоишь -- как кони», о сексе с ними и с одной чудачкой по имени Ольга. Все это подается подчеркнуто грубо.

«Фантомные боли» -- спектакль о пределах бесчеловечности и бессердечия. Можно ли перейти их границы?.. Как личности, Ольги уже нет, она – лишь ходячее милосердие, любовь как чистая субстанция. В ней вся сущность свихнувшейся женщины, остальное бесповоротно отрезано, ушло, превратилось в боль. Но Ольга вновь и вновь пытается прирастить уже отхваченное. Ее чувство так велико, что способно пересилить белую горячку, в которой пребывает, похоже, весь коллектив депо, а не только охранники.

-- Пьеса страшная, но мне очень понравилась, -- говорит Вера Андреевна Ефремова, -- ее сразу хотелось поставить. Примерно так же я восприняла пьесу «Долги наши» Эдуарда Володарского, и чуть ли не первая ее поставила. Василий Сигарев – острый мастер. Да, его герои выглядят циничными, но тем не менее пьеса пронизана испепеляющей любовью.

В работу над спектаклем Вера Андреевна пригласила своего ученика Александра Павлишина – молодого и сильного актера, тяготеющего к режиссуре, стремящегося постичь ее секреты. Павлишин шлифовал порученные ему эпизоды, занимался художественным и музыкальным оформлением. И ни в чем, считает Вера Андреевна, ее не подвел, хотя полвека режиссерского стажа позволяют ей увидеть любую промашку. Назначение актеров она объяснила просто:

-- Родилось так! В спектакле охранники депо демонстрируют животное отношение к помешанной женщине. Действительно, в современном обществе происходит много страшного. Люди превращаются в компьютерные придатки, кибернетические организмы -- киборгов. Но мы хотим доказать, что душа все равно возьмет верх. Природная суть человека очень сильна. Тарас Кузьмин – чистый артист, с хорошей жизненной перспективой, одарен и Женя Романов. Оба способны воссоздать сложные образы.

С музыкой поработала заведующая музыкальной частью театра Галина Семенова. В сюжет хорошо вплелись песни под гитару в авторском исполнении Егора Кеменева (из Тверского музыкально-педагогического колледжа).

Спектакль неожиданный, особенно для тех, кто привык видеть в художественном руководителе театра Вере Ефремовой исключительно приверженца классики. Но у режиссера, живущего между двумя столицами, постоянно интересующегося активно пульсирующей театральной жизнью, только и могло родиться желание еще раз поведать зрителям о чистой любви, но уже языком современной драмы.

На премьерном показе в моей памяти вдруг всплыли кадры из английского фильма «Ключ», снятого еще в 1958 году, -- с молодой Софи Лорен и ее партнерами в роли военных моряков, гибнущих друг за другом. Ассоциация возникла, видимо, из-за талисмана, открывающего страждущее женское сердце. Его передавали из рук в руки: в фильме – ключ от квартиры, в «Фантомных болях» -- очки несчастного Вовочки.

Спектакль еще раз напомнит нам и о рельсах в судьбах любящих женщин. В финале Ольга гибнет на трамвайной колее. Под скрежет вагонов ее измученная душа возносится ввысь и соединяется с душами мужа и дочери. Ничего не дорого, не свято, кроме любви. Вечная истина и бессмертный сюжет.

Сайт Тверского Театра Драмы. -2007.- Апрель.


© Тверской академический театр драмы, 2003-2016 | www.dramteatr.info