ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Василий Сигарев
ФАНТОМНЫЕ БОЛИ
ПРЕССА


Игорь МАНГАЗЕЕВ

Испепеляющая любовь в трамвайном депо
«Фантомные боли» В. Сигарева в Тверском театре драмы

Мало какой теме так повезло в русской словесности с интерпретациями, как проблеме подлинного и ложного гуманизма. Не будет преувеличением сказать, что она в некотором смысле даже успела порядком набить оскомину.

Вызвать «милость к падшим», открыть в маргиналах ту малость, почти неразличимую, но единственную, которая ещё способна вернуть их к нормальной жизни, – за эту сложнейшую задачу взялась Вера Ефремова, художественный руководитель Тверского театра драмы. Для постановки на Малой сцене под занавес прошлого сезона избраны «Фантомные боли» Василия Сигарева – одноактная пьеса лауреата многих премий из Екатеринбурга, весьма далёкая от морализаторства, целиком укладывающаяся в русло так называемой новой драмы.

Автор почти документально воссоздал натуралистические подробности ночной жизни типичного трамвайного депо. Здесь сменные сторожа в замурзанной комнатушке дежурят, воруют металл, пьют самогон и прочий суррогат. Сюда ежедневно и приходит сумасшедшая Ольга, вдова бывшего сторожа депо Владимира, поэта, зарезанного трамваем (под колёсами трамвая, вот горе, погибла и дочь Оли и Володи Кристина)… Из мебели – трамвайные сиденья вперемежку с ящиками. На одном выписан номер 200 – мрачный, что и говорить, контекст и подтекст!..

Действующих лиц трое. Студента Диму, желающего немного подработать, играет Евгений Романов – из молодых выпускников Тверского филиала Училища имени Щепкина. А сторожа Глеба, начинающего, но уже «подающего большие надежды» вора и алкоголика, представляет Тарас Кузьмин. На роль несчастной Ольги выбрана одарённая актриса Дарья Плавинская. Последние двое уже зарекомендовали себя интересными работами во многих спектаклях театра.

В первой картине студент режет чёрный хлеб ножичком с выпрыгивающим лезвием, которым впоследствии и пырнёт сменщик Глеб. Тот, в свою очередь, появляется с кабацкими рассказами о кондукторшах, которых «не упоишь – как кони», о сексе с ними, с одной чудачкой по имени Ольга. Всё это подаётся на сцене подчёркнуто грубо.

«Фантомные боли» – спектакль о пределах бесчеловечности и бессердечия. Можно ли перейти их границы?.. Как личности Ольги уже нет, она – лишь ходячее милосердие, любовь как чистая субстанция. Всё остальное бесповоротно отрезано, ушло, превратилось в боль. Но Ольга вновь и вновь пытается прирастить уже отсечённое.

– Пьеса страшная, но мне очень понравилась, – говорит Вера Андреевна Ефремова, – её сразу хотелось поставить. Василий Сигарев, несмотря на свою молодость, – острый мастер. Да, его герои выглядят циничными, но тем не менее пьеса пронизана испепеляющей любовью.

В работу над спектаклем постановщик пригласила своего ученика Александра Павлишина – молодого и сильного актёра, тяготеющего к режиссуре, стремящегося постичь её секреты. Павлишин шлифовал порученные ему эпизоды, занимался художественным и музыкальным оформлением. И ни в чём, считает Ефремова, её не подвёл, хотя полвека режиссёрского стажа позволяют ей увидеть любую промашку.

Свою концепцию она разъясняет следующим образом:

– Да, охранники депо демонстрируют животное отношение к помешанной женщине. Действительно, в современном обществе происходит много страшного. Люди превращаются в компьютерные придатки, в своего рода кибернетические организмы, в киборгов. Но мы хотим доказать, что душа всё равно возьмёт верх. Природная суть человека очень сильна. Тарас Кузьмин – чистый артист, с хорошей жизненной перспективой, одарён и Женя Романов. Оба способны создать сложные образы.

Спектакль получился неожиданный, особенно для тех, кто привык видеть в художественном руководителе Тверской драмы исключительно приверженца классики. Но у режиссёра, интересующегося активно пульсирующей театральной жизнью, да и жизнью общества, получилось ещё раз рассказать «городу и миру» о чистой любви, но уже языком современной драмы.

По ходу в моей памяти вдруг всплыли кадры из английского фильма «Ключ», снятого ещё в 1958 году, – с молодой Софи Лорен и её партнёрами в роли военных моряков, гибнущих друг за другом. Ассоциация возникла, видимо, из-за талисмана, открывающего страждущее женское сердце. Его передавали из рук в руки: в фильме – ключ от квартиры, в «Фантомных болях» – очки несчастного Вовочки.

В финале Ольга тоже гибнет на трамвайной колее. Под скрежет вагонов её измученная душа возносится ввысь и соединяется с душами мужа и дочери. Ничего не дорого, не свято – кроме любви. Вечная истина и бессмертный сюжет.

Литературная газета. -2007. -10 октября. [ http://lgz.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info