ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Рэй Куни
№13 ("БЕСПОРЯДОК")
ПРЕССА


Марина МОТУЗКА

НЕ ВЕРЬ ПРИМЕТАМ, ИЛИ СЧАСТЛИВЫЙ № 13

Столь популярное нынче выражение "оказаться в нужном месте и в нужное время" для театрального режиссера, думается мне, означает три вещи: a) найти хорошую пьесу; б) интересно поставить спектакль; в) увлечь своими прибамбасами актеров, сценографа и всех, всех, всех, кто будет заниматься воплощением режиссерского замысла.

Последняя премьера Тверского академического театра драмы - классический пример того, что такое ... возможно.

Что бы там ни ныли(причем годами!) режиссеры России насчет драматургического "безрыбья", о чем бы там и таким же образом ни скорбели актеры и остальной театральный люд - пробить брешь в этой подзатянувшейся творческой импотенции можно. И не обязательно ограничивать район поисков шоу "Чикаго" и т.п.

Англичанин Рэй Куни со своей пьесой "№13" - это, конечно, не Шекспир, не кто-нибудь другой из привычной когорты великих. Но! Находясь где-то в середине второго акта спектакля и в который раз отдышавшись от смеха, я вздрогнула о предчувствия. Оно заключается в следующем. Вполне возможно(предчувствие же!), что этот "№13" ждет английская участь "Мышеловки" Агаты Кристи. Королева детектива когда-то тоже сочинила не шекспировский драматургический шедевр. Однако она настолько круто завязала интригу и дала такой простор режиссеру, что в истории театрального дела поставила рекорд. Ее "Мышеловка" в одном и том же английском театре шла без перерыва целых 22 года(а некоторые источники называют и другую цифру-25). Снять с репертуара не могли, потому что публика вела себя вроде глупых мышей, которые с восторгом лезли в "Мышеловку". Учтем, что западному театральному бизнесу не свойственно держать в репертуаре спектакль, который не приносит кассовых сборов. Там даже в голову не придет "уважить" таким образом национальное достояние англичан - сэра Агату Кристи. Так что по честному бизнесу. Агата Кристи сочинила 100%-ный детектив. Рэй Куни - 100%-ную комедию. Правда, у него там тоже некоторым образом действует нанятый детектив. Этим обстоятельством всласть воспользовался режиссер-постановщик Борис Михня. Зритель вмиг узнаетзнаменитую музыку из фильмов об агенте 007 и настраивается соответствующим образом.

Вообще зритель появляется в зале, зная лишь название спектакля- "№13". А это число несчастливое. Значит, что-то и будет - в зловещем духе.

Однако главный герой, помощник премьер-министра Ричард Уилли(народный артист России Константин Юченков), сразу же дает понять, что он человек без предрассудков. Регулярно селится в одном и том же "нехорошем" 13-м гостиничном номере. Уилли вообще без всяческих предрассудков. К ним он жизнерадостно относит все, что ему не нравится. Если на одной чаше весов будет ответственное служебное заседание, а на другой - амуры с любовницей, то он прыгнет к ней. Уилли, конечно, и хотел бы не путать одно с другим, но вмешивается ... Труп.

Дальше пересказывать сюжет я не буду. Принципиально. Потому что не хочу портить удовольствие будущим зрителям. Впрочем, ловлю себя на том, что, даже изложи я подробно, кто, как и почему действовал и чем дело кончилось, все равно публике будет интересно.

Остроумный англичанин Рэй Куни виртуозно закрутил интригу. А режиссер Борис Михня, найдя такую пьесу, не упустил ни одной возможности, чтобы с тем же остроумием и удовольствием не бросить зрителя в действо.

Театральные каноны велят: висящее на стене ружье обязательно должно выстрелить. У Куни и Михни несколько ружей. И все стреляют. Абсурдность ситуаций крепчает от эпизода к эпизоду. Если бы в разгар событий в зал вошел посторонний, то вряд ли бы он, как теперь говорят, врубился. Но зритель-то, зритель! Мало того, что чувствует себя как рыба в воде, но даже находит логику в сумасшедшей карусели на сцене. И заинтересованно следит, как чрезвычайные потрясения сбивают чопорность с помощника vip-персоны Джорджа Пигдена (Борис Бедросов) и сестры- сиделки Фостер (Дарья Плавинская).

В рецензии, по законам жанра, положено с глубокомысленным видом размышлять: актер такой-то "не смог раскрыть потенциал роли... ", а такой-то "педалирует нюансы" или что-то там еще. Вполне возможно, что критики, хорошенько порывшись в этом спектакле, обнаружат, какую его косточку можно поглодать и какому актеру надавать советов. Но мне совершенно не хочется этого делать.

В тот вечер для нас играли кроме уже названных актеров Екатерина Всеволодова(секретарь Джейн), Валентин Кулагин (Джек), Алексей Великотный(тело мужское средних лет), Андрей Журавлев(Ронни), Елена Филатова(горничная) и заслуженные артисты России Валентина Мартьянова(миссис Уилли) и Станислав Плотников(управляющий гостиницы). Играли настолько увлеченно, настолько наслаждались открывшимися просторами, что у зала шла ответная волна зрительной благодарности. А когда происходит такое - значит спектакль получился.

Вечерняя Тверь. -2003.- 30 апреля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info