ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
А.Н. Островский
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ
ПРЕССА


Наталья НИКОЛАЕВА

ПОКА ЖИВУТ НА СВЕТЕ МУДРЕЦЫ ...

Пока некоторые, с позволения сказать, коллеги по заулкам театра, выискивая пищу для своих домыслов, абсолютно большая часть публики получала истинное наслаждение на премьере спектакля "На всякого мудреца довольно простоты".

Премьера, открывающая сезон на большой сцене главного театра Твери - академического театра драмы, всегда событие. Особенно если это классика, к тому же Островский, которого наш зритель считает своим. Он всегда актуален, а при нескучной режиссерской трактовке и актерских находках так и вовсе постановка грозит стать хитом репертуара. И, уверена, станет.

Вечная тема: молодой пройдоха идет на все ухищрения, чтобы добиться расположения сильных мира, удачно жениться и стать в один ранг с теми, перед кем сегодня приходится выслуживаться. В ход идет все, начиная с подобострастного выслушивания дядюшкиных бредовых поучений (гротесковый образ богатого самодура Мамаева создал народный артист России Константин Юченков). Но одного глуповатого дяди явно маловато - он привык слышать только себя.

А вот с тетушкой неровно дышащей (в самом прямом смысле!), можно поиграть: у нее свои каналы для протекции. Ах, Клеопатра Львовна, этакая мадам Грицацуева! Много ли надо стареющей светской львице, чтобы попасть в сети обольстителя? Народная артистка Ирина Андрианова, кажется, превосходит себя в сценах страсти. На создание образа работает все: платья "в жутких рюшечках", музыкальное оформление сцен совращения "курочкой" ее застенчивого "петушка". Впрочем, "недолго музыка играла", и вскоре львица покажет свои коготки: женщин, как известно, обижать не рекомендуется. Но пока желаемый результат достигнут - молодой повеса отрекомендован нужным людям. Важный господин и Очень важный господин - вполне узнаваемые люди. Один - влиятельный чиновник, по всему видать, взяточник, меж тем кичащийся прилепившимся к нему прозвищем Либерал (заслуженный артист Леонид Брусин). Другой - ретроград, была бы его воля, все реформы запретил бы. Что никак не мешает ему с пылкостью молодого павиана целовать "ручки и прочие штучки" у бывшей пассии Софьи Игнатьевны. Роль Крутицкого блестяще исполнил народный артист Александр Чуйков. И надо же: всем им пригодился услужливый молодец! Спич к месту написал о пользе труда чиновника, а уж трактат о вреде всяческих реформ выше всяких похвал вышел (еще бы: слог автора целыми абзацами сохранил!)

А вот дом, тот, в который во что бы то ни стало стремится залезть молодой пройдоха. Еще бы за племянницей Турусиной имеется 200 тысяч приданого! Гламурно-бульварный настой гостиной разбавляется ханжеством вперемешку с кликушеством. Здесь привечают странников, соблюдают посты, истово верят в приметы - и плетут интриги, учат жить "по понятиям" племянницу Машеньку (Ирина Погодина). Набожная матрона Софья Игнатьевна мгновенно преображается то в хохотунью Софочку, то в недалекую умом тетю Соню, завороженно слушающую "провидицу" Манефу. И все это удается воплотить Вере Рычковой с присущим ей талантом!

А вот и сама Манефа - сильный ход режиссера спектакля художественного руководителя театра Веры Андреевны Ефремовой. Лжепрорицательница отнюдь не старушка-кликуша. Это женщина-вамп, вероятно, из "потомственных гадалок и целительниц", как написала бы Манефа о себе в современной рекламе. Она не просто пророчествует, она вводит публику в транс. А если клиент и сам обманываться рад - любой каприз на ваши деньги! Актриса Дарья Плавинская достаточно органично смотрится в этой роли.

Ох близко было счастье "мудреца"! Да не учел, милок три обстоятельства: письменные откровения до беды и тюрьмы не одного "шибко умного" довели, с друзьями-конкурентами надо держать ухо востро, и наконец, брошенная женщина - опаснейшее оружие. И в замыслах мудреца бывают изъяны...

Маски сброшены коварство изобличено. Но не наказано. И кто бы его стал наказывать, ведь в пьесе нет положительного персонажа. И низвергнутый герой символично появляется на верхней площадке лестницы на маршах которой и разыгрывается действо. Он будет прощен а главное - востребован той самой публикой перед которой только что оскандалился. Возможно даже альянс с Машенькой сочтут уместным...

Страшновато? А за театральными стенами, в жизни не то же мы видим? Впрочем оставим аллегории для нашей "критикессы".

Осталось сказать комплименты постановщикам пьесы. Вере Ефремовой - за динамичный, действительно смешной и поучительный спектакль (кстати сказать для режиссера это ее шестой Островский). Художник Александр Иванов придумал негромоздкие декорации, оставляющие простор для мизансцен и несущие смысловую нагрузку, как та самая лестница с балюстрадой. Музыка (оформление Галины Семеновой) позволяет сделать прозрачными рамки эпохи первоначального накопления капитала: конец XIX века или рубеж тысячелетий? А может быть НЭП?

Ах да! Мы кажется, не назвали нашего героя. Извольте: Егор Дмитриевич Глумов. На подмостках театра драмы воплощен воспитанником Тверского филиала театрального училища имени Щепкина, а ныне актером трупы Александром Павлишиным. Достойная работа! В жизни с героем встречаться не советуем, а на премьеру сходите всенепременно.

Вече Твери. -2003.- 30 октября.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info