ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Альдо де Бенедетти
ОТ ЧЕТВЕГА ДО ЧЕТВЕРГА
ПРЕССА


Владимир НЕУГОДОВ

ОТ ЧЕТВЕРГА ДО ТОРЖЕСТВА ЛЮБВИ

…Героиня фильма «Свет в ночи» каждый вечер ставит на окно зажженную лампу, веря, что на этот знак ожидания Любви однажды явится Он. И этим посланцем амура должен стать… ее муж, но явившийся не в пижаме, а в смокинге и не из соседней комнаты, а из ее розовых снов…

Причем здесь кино, если речь должна идти о премьере спектакля «От четверга до четверга» на сцене Тверского академического драмтеатра? И при чем здесь такая романтика, если спектакль - комедия? На первый вопрос отвечу так: не будь этого фильма - не было бы и ситуации, возникшей между Паоло, заснувшем на сеансе, и его женой Адрианой, увидевшей на экране свои мечты. Что касается жанра и пьесы, и спектакля, то я назвал его бы его драматической комедией. А вернее - комедией Альдо де Бенедетти. И в этой связи услышанное от режиссера-постановщика спектакля заслуженного артиста России Николая Бутрехина накануне премьеры: «Драматургия Бенедетти - это свет, чистота, философия и поиск ответа на вопрос: «А что же такое любовь в ее первозданности?» Но этот итальянский драматург, уже известный нам по «Сублимации любви», - еще и мастер создания глубоких по смыслу сюжетов, а в них и самых неожиданных поворотов».

Мы видим на сцене Адриану и Паоло, а начало развития ситуации легко представить хорошо знакомой фразой: «Уехал муж в командировку, а жена…» Однако продолжения, известного нам по таким анекдотам, нет и быть не может, потому что автора пьесы и театр, ее поставивший, роднят прежде всего вкус и интеллект. А ведь, согласитесь, молодая красавица жена, от четверга до четверга оставшаяся в одиночестве, ее муж, уже забывший даже о цветах супруге, да еще и Италия - это простор для «пересказа» многих итальянских фильмов, на которые когда-то детей до 16 лет не допускали. Однако и в этой пьесе Бенедетти уходит от дешевых соблазнов, видя свою задачу не только в сохранении любви, безусловно, соединяющей его героев, но и в ее возведении на самый высокий из всех пьедесталов. И при этом его расчет на театр как своего единомышленника тоже очевиден. В Твери этот расчет целиком и полностью оправдался. Представление создателей спектакля начну с молодой актрисы Екатерины Всеволодовой, для которой Адриана - первая главная роль на большой сцене. Отсюда легко объяснимые волнение и «театральность», как вхождение в образ. Но игра артистки очень быстро переходит в жизнь ее героини, во многом благодаря опыту и мастерству ее партнеров. А это прежде всего заслуженный артист России Владимир Чернышов (Паоло) и артистка Ирина Кириллова (его теща Летиция). Говоря об их игре, предлагаю согласиться теперь уже с тем, что создать копии экранного ревнивца Марчелло Мастроянни и не только итальянской тещи, как извечного врага всех зятьев, - самый простой путь, гарантирующий успех. Однако актеры, смело и в то же время рискованно отвергнув сложившиеся стереотипы, создали именно своих Паоло и Летицию. Чернышов - заменив в образе своего героя Отелло на Ромео. Кириллова - четко встав на сторону и дочери, и ее мужа, да еще и омолодив свою героиню до умения прекрасно исполнять и современные танцы. Под стать им и другие участники спектакля. Тромби, представляющий фирму, занимающуюся слежкой за супругами, явно комедийный образ. Но заслуженный артист России Виталий Синицкий даже в женском платье очень умело избегает клоунады, рождая хохот зала приемами мастера не арены, а сцены. И Александр Павлишин в роли агента Тито вполне мог бы предстать в водевильном качестве. Но есть его фраза: «Любовь - это единственное, что имеет значение», завершающая спектакль, и есть мастерство актера, ведущего своего Тито к праву на такой вывод.

И главный «виновник» этого - Николай Бутрехин - вновь доказавший тверскому зрителю, что он вовсе не случайно считается «штатным специалистом» по созданию именно комедийных спектаклей. Накануне этой премьеры Николаю Павловичу исполнилось 75 лет. Это, конечно же, продлило овацию зала. Но рождена она была благодарностью и за этот спектакль, и за открытие очень важного и необходимого: любовь легко как разрушить, так и вознести над своей жизнью. Для первого достаточно погасить лампу, зажженную тем, кто рядом с тобой. Для второго - увидеть в ее свете зов, на который нельзя не откликнуться…

Тверская жизнь. - 2004.- 30 января. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info