ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Херберт Бергер
ЕЩЕ ОДИН ДЖЕКСОН, ИЛИ ПЕРЕБОР
ПРЕССА


Игорь МАНГАЗЕЕВ

ДЖЕКСОНЫ, КАКИХ СВЕТ НЕ ВИДЫВАЛ

Перед третьим звонком Борис Паулович Михня не находил себе места от волнения. Режиссер то устремлялся в зрительный зал, то беседовал в фойе с друзьями, пришедшими на премьеру его спектакля. Б.П. Михня, постановщик антрепризных комедий англичанина Рея Куни "13" и "Слишком женатый таксист", срежиссировал новую комедию положений.

Пьесу Перебор австрийского драматурга Херберта Бергера, недавно ушедшего в мир иной, сегодня смотрят во многих российских театрах. Но вряд ли вы обнаружите в афишах ее точное название. Обычно его меняют на что-нибудь броское: "Еще один Джексон моей жены" , "Прыжок с балкона" , "Жена, любовник и шпион" и так далее. В Украине этот спектакль называется, к примеру: "Брешемо чистiсiньку правду". Так же поступил и Тверской областной театр драмы, который обогатил свой репертуар этой выигрышной комедией. Премьера прошла в минувшую субботу под вывеской "Еще один Джексон, или Перебор"

Сюжет пьесы

Эта пьеса не о Майкле Джексоне. Ее сюжет построен на анекдоте: Возвращается муж из командировки... Тема, знаете ли, такая, что над нею смеются все -- от закоренелого патологоанатома, который налево не то что не ходит, а даже не глядит, до легкомысленных юношей, которые лишь осваивают искусство знакомства с девушками, но уже с превеликой готовностью смеются над анекдотами о любовнике в шкафу. Казалось бы, что ничего новенького на столь избитую тему придумать нельзя, а тем более растянуть на два действия. Х. Бергер обыграл все возможные комические коллизии, а версия Б. Михни -- это слегка условное, отчасти эстрадное шоу. Фабула такова: муж, вице-директор крупной компании, неожиданно возвращается из командировки и обнаруживает, что на балконе спрятался некто в трусах. Найденный хлопчик лет пятидесяти -- а что такого? -- представился любовником соседки. Типа, пришел к даме развлечься, а тут -- благоверный! Вот я и прыгнул на ваш балкон. С трудом убедив мужа, беспрестанно хватавшегося за револьвер, этот сметливый хлопец отправился домой и нежданно-негаданно застал жену в сексуальном мундире садомазо . А вскоре объявился и конкурент . Оба любовника оказались промышленными шпионами, и это обстоятельство окончательно запутало все дело.

Кого разденут?

Да уж, посмеяться есть над чем. Представьте себе: в двух квартирах на одиннадцатом этаже одновременно находятся муж, его жена с любовником, жена любовника и любовник жены любовника. Сыграть такое способны только артисты с развитым чувством юмора. Искушенный зритель уже догадывался, что идет на премьеру комедии положений. Кого из актеров разденут? -- задавался он вопросом, найдя в театральной афише имена народного артиста Константина Юченкова (Джон Валлоне), народной артистки Ирины Андриановой и заслуженной артистки Валентины Мартьяновой (Нэнси Валлоне), народного артиста Леонида Брусина и заслуженного артиста Владимира Чернышова (Филипп Дэбни), заслуженной артистки Ирины Кирилловой и артистки Ирины Погодиной (Дороти Дэбни), артиста Андрея Журавлева (Боб Джексон). До трусов раздели двоих -- Фила и шустрика Боба. Если у кого-то прежде были сомнения в том, что Леонид Аркадьевич и Андрей Евгеньевич не способны стать звездами нудистских пляжей, то теперь они (сомнения) заметно поубавились. Ирина Кириллова превратились в сногсшибательную секс-бомбу. Остальные тоже оказались в разной степени неглиже, демонстрируя в пикантных ситуациях самое разнообразное белье -- от комичного до суперэротичного. Постановка Бориса Михни совместила в себе достоинства антрепризного и стационарного театра: декорации функциональны, легко трансформируются и передвигаются, что немаловажно для гастролей по области. Декорациями занимался Евгений Бырдин, заслуженный художник России. Танцевальные номера ставил балетмейстер И.Б. Ульянов. Получилось, что во втором действии экпрессии намного больше, чем в первом.

А где мораль?

Немало критики, наверное, уже излилось на пьесу Херберта Бергера. Но есть ведь у амурных историй нечто авантюрно-адреналиновое, придающее вкус перца нашему, порой такому пресному житью. Зритель пришел отдохнуть -- и это прекрасно.А вправе ли областной театр драмы как партнер Малого театра ставить рискованные комедии? Наверное, да. Потому что пьесы нашего русского Шекспира -- Александра Островского тоже далеко не трагедии. Нужно уметь вызывать смех. Но это можно делать только тогда, когда театр работает для зрителей, без оглядки на критику. Кто надеется угодить критикам и чиновникам от культуры, вряд ли добьется своего: в эту мишень, как ни целься, все равно не попадешь. Конечно, многие говорят, что антреприза -- это лишь способ быстро собрать деньги. экономя на декорациях и костюмах, а подчас и на актерах. Вместе с тем у Бориса Михни достаточно искры, каждый его спектакль отличается собственным, неповторимым стилем. Тверской зритель уже заметил, что постановки Михни -- это переводные пьесы. Наверное, это оттого, что отечественная драматургия не слишком нас балует. Пьесы пишутся, но очень часто сюжет их глубок и серьезен. Да и эпоха реформ не очень юмористическая. Видимо, поэтому большинство по-настоящему комичных пьес сегодня сочиняют зарубежные драматурги.А смешная на первый взгляд пьеса Перебор подводит нас к нешуточному выводу, надо только присмотреться чуть внимательнее: изменив близкому человеку, ты можешь столкнуться со взаимной неверностью. И все завяжется в такой тугой узел, что развязать его сможет лишь истинная любовь.

Фото автора.

режиссер Борис Михня режиссер Борис Михня н.а. Константин Юченков(Джон Валлоне ) и з.а. Валентина Мартьянова( Нэнси Валлоне) з.а. Ирина Кириллова в роли Дороти Дэбни з.а. Ирина Кириллова в роли Дороти Дэбни

Вече Твери. -2005.- 6 декабря.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info