ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Херберт Бергер
ЕЩЕ ОДИН ДЖЕКСОН, ИЛИ ПЕРЕБОР
ПРЕССА


Петр РУЧНИКОВ

ПЕРЕБРАЛИ. АНГЛО-АВСТРИЙСКАЯ КОМЕДИЯ НА ТВЕРСКОЙ СЦЕНЕ

В Тверском театре драмы в минувшие выходные с аншлагом отыграли еще одну премьеру - пьесу Херберта Бергера «Еще один Джексон, или Перебор». Написана комедия была австрийцем, действие ее происходит в Лондоне, играют русские. Несмотря на интернациональный характер, то, что происходит на сцене, понятно каждому и сводится к анекдотической ситуации: «Вернулся муж из командировки…»

Все свои произведения для театра рано ушедший из жизни австрийский драматург Херберт Бергер называл «злыми пьесами», «Еще один Джексон» в этом списке по праву считается одной из лучших. В настоящее время она идет, пожалуй, в доброй половине российских театров: режиссеров привлекает не только легкомысленный сюжет, знакомый всем и каждому, но и изящно выписанные характеры главных героев, которых всего-то пять человек. Комедии положений тверской режиссер Борис Михня ставит легко и интересно, словно орехи щелкает. Кассовые спектакли «№ 13», «Слишком женатый таксист» прижились в репертуаре театра драмы, собирают аншлаги. На премьере свободных мест в зале не было, да и почему бы не посмеяться в воскресный вечер.

…Лондон, квартира будущего финансового директора Джона Валлоне (Константин Юченков). Одиннадцатый этаж. В комнате - влюбленная парочка, впрочем, думать, что это супруги, преждевременно, поскольку в самый неожиданный момент муж вдруг возвращается из брюссельской командировки. Что делать испуганному любовнику, как не спрятаться сначала в шкаф (а куда же еще?), а оттуда перебраться на балкон (тоже вполне традиционное место). Незадачливого полуобнаженного Казанову, который представляется Бобом Джексоном, по законам жанра обнаруживают, но кто же признается, поэтому-то Фил Дэбни (Леонид Брусин) принимается виртуозно врать: дескать, он любовник соседки, а на чужом балконе прячется от мужа, который в самый неожиданный момент вернулся из командировки в Эдинбург. Жена и любовница Ненси (Ирина Андрианова) подтверждает: так все и было. Кто же сознается?.. Инцидент исчерпан - до чего же наивен Джон Валлоне, толстяк, думающий только о будущем назначении и важных документах в своем кейсе. Но здесь на балконе появляется еще один Боб Джексон (А. Журавлев), еще один любовник соседки, перепрыгнувший с балкона на балкон, спасаясь от ревности мужа - того самого Дон Жуана Фила Дэбни…

Спектакль разыгрывается в двух проекциях: сначала рассказывается история семейства Валлоне, затем действие перемещается в квартиру Дэбни. Несмотря на то, что само повествование, мягко говоря, не совсем прилично, и артистам, и режиссеру удалось найти грань между пошлостью и стилем. Любовный треугольник, сложенный по стандартам адюльтера, по ходу развития действия перерастает в многофигурную композицию: обманывают и изменяют друг другу все, за исключением толстяка Джона Валлоне, который героем-любовником не может быть по определению, потому что всюду ему мерещатся исключительно японские шпионы. А девушки? А девушки потом. Потом, впрочем, наверное, значит никогда.

Стиль обнаруживается не только в актерских работах, но и в оформлении спектакля (художник Евгений Бырдин). Почти хай-тэковский дизайн квартир Валлоне и Дэбни с обилием серебристо-сверкающих поверхностей в общем-то показывает, как живут представители лондонского среднего класса: работа, дом, работа, в перерывах на командировки (так это у них называется) - свидание с любовницей. Пикантные ситуации в этой смешной комедии, однако, не выхолащивают некий нравственный посыл. Где гарантия, что, изменив жене (мужу), ты сам не окажешься обманутым.

Построены комедии положений всегда по одной схеме, и смешное в них всегда ситуативно, зритель будет хохотать, даже если актер просто покажет палец. Героям всегда приходится коллективно импровизировать, врать, изворачиваться, что роднит их с героями итальянской комедии дель арте. В спектакле «Еще один Джексон» герои совершают безумные, но ловкие лацци, то есть трюки, - как еще назвать каскадерский прыжок с балкона на балкон на уровне одиннадцатого этажа. Фарс, элементы буффонады - все это добавляет постановке этакий карнавальный характер. А за личностями героев видятся вовсе не личности, а некие маски, которыми они прикрываются в жизни, - у кого-то это маска верной жены (Ненси Валлоне и Дороти Дэбни), у кого-то - любящего и такого же верного супруга (Джон Валлоне и Филипп Дэбни), у третьего - преданного друга семьи (Боб Джексон). Маска отсутствует, пожалуй, только у героя Константина Юченкова Джона Валлоне, наивного и инфантильного простака. И то верно, должен же быть во всей этой истории хоть один приличный, хотя и обманутый, человек.

И за всей этой смешной и одновременно грустной историей наблюдают некие куклы, которых в начале спектакля поднимают над сценой - там они и остаются до финала. Признаюсь, не разглядел этих кукольных персонажей, но, сдается мне, итальянское в них явно что-то было. И последнее. В спектакле есть лица, непосредственно в действии не участвующие, - четыре человека выходят между основными сценами, чтобы переставить декорации. Закончив, они кланяются зрителям и уходят за кулисы. На униформе обычно принято писать название фирмы, которая предоставила обслуживающий персонал, и оно напрашивается само собой «Джексон&Джексон». Красиво! Впрочем, по-моему, где-то это уже было.

Тверcкая жизнь. -2005.- 9 декабря. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info