ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
АНДРИАНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА
ПРЕССА


Н. СКАБИЦКАЯ

С ЛЮБОВЬЮ И ПОКЛОНОМ

Только бы хватило физических сил. Только бы выдержать, выстоять, преодолеть усталость, которая возникнет, как всегда, не вовремя и напористо. Только бы справиться, с ней.

А выйти на сцену не трудно, нет. Ты хочешь этого, жаждешь этого. Ждешь, почему так долго не дают звонка. Но вот он уже прозвенел. И вот уже твой выход - в который раз. И всякий раз продолжается творчество. Зрителю ведь нужна неожиданность - так же, как и тебе: всегда хочется, чтобы получилось что-то совсем другое, новое, еще ненаработанное. С опытом, с накопившимся багажом это дается все труднее.

Конечно же, родители отговаривали: "в артисты" отпускают детей почему-то без энтузиазма, А у Ирочки - золотая медаль, прекрасные знания по всем предметам, равная, как к литературе, любовь к математике и химии - выбирай любой вуз.

Она поехала в Ленинградский театральный институт. Не прошла по конкурсу. А на следующий год Ирина Андрианова стала студенткой более демократичного Московского ГИТИСа - поступила на актерский факультет.

Четыре года учебы - лучшее, золотое время. Из них ни дня не было растрачено бессмысленно. С утра интереснейшие занятия, любимые предметы - танец и вокал, а после них - пропадание в театрах. Они сидели на галерках и в проходах на полу, на корточках, "Таганку" брали штурмом, прорывались толпой. Зато смотрели все, что шло на столичных сценах: "Вечер без театра или концерта считался пустой тратой времени, неинтересным, ненужным, лишенным воздуха". И дружба со студенческих лет сохранилась до сих пор.

Ирина Андрианова верит в судьбу. А судьбе было угодно свести юную актрису с режиссером тогда Ульяновского драматического театра В.А Ефремовой. Под руководством Веры Андреевны начиналось постижение профессии, совместно оно продолжается и сейчас. С ничуть не меньшей требовательностью к себе, с тем же упоением любимым (как, впрочем, и любым) делом, с той же переполненностью чувств.

И вот уже четверть века - в Твери. Шестьдесят ролей в Тверском драматическом театре. Есть среди них и подарки судьбы: Валентина из "Прошлым летом в Чулимске", Абби в "Любви под вязами", Наташа в "Наедине со всеми", Долли в "Анне Карениной"... Над всеми ними очень трудно работалось, но достигалось главное - приходило удовлетворение от работы, когда понимаешь: это и есть театр. Ирина Васильевна признается, что, "прожив" жизни всех Этих женщин, она сама сильно изменилась: "Наши роли нас делают, прорастают в нас свежими зернами, обновляют кровь, Но это не происходит вдруг, запросто. Мы сами - критики своей роли".

... Неделю назад я сидела на одной из последних репетиций перед премьерой "Вишневого сада". В первом акте на сцену, из глубины кулис, неожиданно выбегает Любовь Андреевна Раневская, заслуженная артистка России Ирина Андрианова. После долгих лет разлуки она встречается с родным домом, любимым садом в самый трагический момент их жизни. В беспокойных глазах ее стоят слезы. Потом, на премьерном спектакле, эти слезы будут блестеть в ее глазах до финальной сцены, до прощального выхода к зрителю. Когда-то, двадцать пять лет назад, Ирина Андрианова сыграла здесь же, на этой сцене, тоже в "Вишневом саде" Дуняшу. И вот уже между ее героинями - целое поколение. Великолепная, потрясенная горем, на изломе судьбы Раневская - несомненно, новая вершина в творчестве актрисы. "Она переживает трагедию в течение всего спектакля, и трагична вся атмосфера вокруг нее, созданная единым актерским ансамблем. В его составе и ее муж, народный артист России Константин Юченков (Лопахин). Наверное, его плечо помогает. Как и слово поддержки неизменной Веры Андреевны Ефремовой, терпеливо лепившей Раневскую вместе с Ирочкой, на взаимодоверии, на дыхании в унисон. Все это, казалось бы, уже пройдено. Все это еще предстоит: и упоительные, выматывающие репетиции, и бесконечные прогоны, копание в душах своих героинь, и нетерпеливое ожидание звонка перед спектаклем. Только бы хватило сил...

Позиция -2000. - 21 апреля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info