ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
БРУСИН ЛЕОНИД АРКАДЬЕВИЧ
ПРЕССА


Тамара ТОПЧЕВА

ДОРОГИ АРТИСТА ЛЕОНИДА БРУСИНА

Это случилось аккурат в Татьянин день военного 1942 года у артистки Астраханского драматического театра Татьяны Клюевой родился сын. Нарекли мальчика Леонидом. Он был как две капли воды похож на нее и немного на отца - известного не только в Астрахани артиста Аркадия Брусина, которого критики нарекли лучшим в стране сценическим Пушкиным. Мальчик рос в основном под присмотром бабушки, потому что у отца с матерью постоянно случались гастроли. Меньше всего родители хотели, чтобы сын пошел по их стопам, и когда он поступил в технический вуз, они были удовлетворены.

Но была ли это судьба, в которую Леонид Аркадьевич не верит, или гены взяли свое, только однажды без ведома родителей он выучил отрывок из "Тихого Дона", который подобрал ему земляк с уже артистическим опытом Эммануил Виторган, и отправился в Ленинград завоевывать театральный мир. Тетка-артистка свела его с Николаем Черкасовым. Тот выслушал его и благословил.

Вскоре Брусин-младший, оставив технический вуз, постигал уже секреты актерского мастерства в школе-студии МХАТ у Аллы Тарасовой, Василия Топоркова, Дмитрия Журавлева. С ним вместе на курсе учились Валерия Заклунная, Ирина Печерникова. Курсом старше были Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко, Евгений Киндинов.

Как-то Татьяна Пельтцер сказала, что, по ее мнению, карьера актера на 95 процентов зависит от везения и только на 5 процентов от таланта. Леонид Брусин считает, что это не совсем так, его расклад немного иной: 50 процентов везения, 40-это характер, воля, 10 - талант.

И в пример приводит другого своего земляка - Владимира Меньшова, того самого, который снял фильмы"Розыгрыш","Любовь и голуби","Москва слезам не верит". Его ведь упорно не хотели принимать в студию МХАТа, но он не сдавался и с четвертой попытки все-таки поступил. И водолазом ему довелось поработать, и грузчиком. Потом, когда Меньшов закончил учебу, его не брали ни в один театр. А он уже был женат на Вере Алентовой, родилась дочь Юля (ныне ведущая телепрограммы"Я сама"). А потом случай свел его с Михаилом Роммом, он снялся в его фильме"Человек на своем месте". И пошло дело. Характер у него пробивной, он начал писать сценарии, стал обладателем престижных наград, в том числе"Оскара".

Конечно, человек - сам творец своей судьбы, но его величество случай порой может резко изменить всю жизненную канву. Так было и с Леонидом Аркадьевичем. Ему оставалось учиться один год. Все шло замечательно. У него были яркая внешность, прекрасные перспективы. И однажды он получил приглашение сняться в фильме"Королевская регата". Предусматривались съемки в Англии, ФРГ. Маячила возможность проснуться наутро знаменитым. Он, не задумываясь, подписал контракт. А задуматься стоило: ведь на карту была поставлена театральная карьера. Сниматься в фильмах студентам театральных вузов не дозволялось под угрозой быть изгнанными. Исключение, может быть, было только для Урбанского, которого деятели ЦК партии захотели видеть в образе коммуниста. Тарасова и Топорков не разрешили Брусину сниматься в кино. Но уж очень ему этого хотелось, и он решил убить двух зайцев.

В Тамбове, в филиале студии МХАТа, работал Михаил Baxновский, который хорошо знал и ценил отца Леонида заслуженного артиста России Аркадия Брусина, он и предложил ему доучиться заочно, благо диплом был тот же, мхатовский. И Брусин подался в Тамбов.

Конечно, позже он пожалеет об этом. Роль в"Королевской регате" оказалась крошечной, ни в какую Англию он не поехал, зато о столице пришлось забыть. Он остался в Тамбовском драматическом театре. А в 1970 году его пригласил главный режиссер Калининского драматического театра Александр Вокач. И с тех пор на тверской сцене он сыграл одних только заглавных ролей более двадцати. Диапазон его творчества очень широк: от Дунькиного мужа в"Варварах" или безграмотного крестьянина Фомы в"Денисе Давыдове" до царя Николая Первого в"Шагах командора", Эндрю Уайка в спектакле"Игра" Шеффера или Рамзина в спектакле"Выбор" по Юрию Бондареву.

Но вернемся к раскладу, определяющему, по Брусину, актерскую карьеру. Сам он считает, что ему не хватило характера для того, чтобы достичь большего. Свойство людей одаренных сомневаться в себе, в своих способностях могло сыграть с ним плохую шутку. Впрочем, он знал, что в артистических кругах его творческий потенциал оценивается высоко. Лишний раз Леонид Аркадьевич мог убедиться в этом лет пятнадцать назад. Это было в Сочи. Там отдыхало целое созвездие знаменитостей: Виталий Вульф, Валентин Гафт, Галина Волчек, Марина Неелова, Лев Шемелов, Алексей Баталов, Ольга Аросева, Николай Караченцов, Владислав Пьявко...

Вдруг подходит к Брусину Гафт и просит выступить на концерте. О таланте Леонида Аркадьевича как импровизатора и пародиста известно далеко за пределами нашей губернии. Сейчас он сам удивляется, откуда взялся у него тогда кураж. Концерт шел неровно. Уже нескольких артистов придирчивые звездные зрители освистали. Какая-то хорошая наглость овладела тогда Брусиным. Это удивительное состояние готовности к взлету, когда пульс около 120 ударов, внешне ты собран и спокоен, а изнутри что-то подмывает тебя и несет ввысь. Он рассказывал о знакомых незнакомцах, показывал их в лицах, перевоплощаясь в известных артистов и певцов, преподавателей школы-студии МХАТ. Зал бурно реагировал, а потом долго аплодировал стоя. К нему подходили известные артисты, благодарили.

"Ну ты дал, старик", - восхищался Николай Караченцов. Рассыпались в комплиментах Леонид Филатов, Ольга Аросева.

Не раз, наверное, Леонид Брусин пожалел о том, что бес его попутал сняться в"Королевской регате". Работал бы он теперь в Москве, судьба сложилась бы по-иному. Хотя о своем тверском творческом этапе он говорит с удовольствием. Благодарен Вере Ефремовой за многолетнее сотрудничество. Под ее руководством он сыграл много интересных ролей. Это и Стива Облонский в"Анне Карениной", и Райский в"Обрыве", и граф Зефиров в"Льве Гурыче Синичкине"...

Сейчас идет работа над спектаклем"Елизавета против Елизаветы" по Шиллеру. Брусин репетирует роль лорда Тальбота. А на своем юбилейном вечере, который состоится в феврале, он выступит в одной из сложнейших ролей, которую доводилось ему играть. В спектакле"Игра" (режиссер Александр Сафронов) он воссоздает образ своего рода человека-оркестра, обладающего талантом перевоплощения. Он играет роль талантливого писателя Эндрю Уайка, трогательного и жалкого, омерзительного и красивого, садомазохиста и убийцы. За время этого спектакля артист теряет до трех килограммов веса таких физических и моральных затрат требует роль.

Через неделю заслуженный артист России Леонид Брусин отметит свой шестидесятый день рождения. Поздравлять заранее не принято. А вот пожелать ему и впредь творческих удач, вдохновения и куража, я думаю не возбраняется. Будем ждать его бенефисного вечера в Тверском драмтеатре, на сцене которого он творит больше трех десятилетий.

Тверской курьер. -2002.- 19 января.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info