ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
БУТРЕХИН НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
ПРЕССА


Валерий БУРИЛОВ

Левая грудь Афродиты как признак счастья актера Николая Бутрехина

В пятницу, 6 февраля, заслуженный артист России Николай Бутрехин в «Вишневом саде» будет играть Фирса. Никто не знает, сколько лет Фирсу, но исполнителю роли восемьдесят! День рождения актер отмечал 1 января. Тверской театр драмы будет чествовать юбиляра послезавтра после окончания спектакля.

В «Вишневом саде» Фирс — пережиток прошлого, безропотное существо, преданное как верный пес хозяевам. Исполнитель роли — полная противоположность чеховскому герою. Он энергичный строитель настоящего (в рамках профессии), человек, имеющий в театре свое лицо и характер. С Фирсом объединяет одно — преданность. Но тот — господам, а этот — господину театру. К круглой дате в личной жизни добавилось еще два кругляка — 60 лет творческой деятельности и 40-летие пребывания актера на тверской сцене.

На капустнике после «Вишневого сада» Николаю Павловичу Бутрехину воздастся по полной программе. Без всяких обиняков он того стоит. И не за выслугу лет, а за заслуги личности, без которых актер как двуликий Янус: один человек на сцене, другой — за кулисами. Увы, так бывает со многими звездами театра и кино, которых в жизни лучше не знать.

Николая Бутрехина хочется знать до дружеского общения. Среди многих качеств личности, перед которыми снимают шляпу актеры разных способностей и поколений, выделю одно — чувство юмора, переходящее в сарказм. Одно только это может свидетельствовать о неординарности человека. Прожить без чувства юмора (можно без сарказма) все равно что не вкусить шампанского на собственной свадьбе. Юмор может быть заемный, но его чувство — никогда. Общаться с актером сущее удовольствие. Как говаривал гоголевский персонаж, именины сердца. Николай Павлович на все события в жизни страны, области и театра имеет собственное мнение, в корне отличающееся от общепринятого. Это радует окружающих его людей и заставляет мыслить глубже.

Глубокие люди обычно рождаются в глубокой провинции. Таков город Великие Луки Псковской губернии, где изволил появиться на свет Николай Бутрехин. Двадцатилетним окончил студию местного драматического театра. Судьба поносила его по стране. Сменил пять театров, работал в Свердловске, Омске, Волгограде, Мурманске, Севастополе. Ровно полжизни отдал тверской сцене, где имя актера зазвучало, как струна в конце пьесы «Вишневый сад». В «Саде» — лопнувшая, в жизни — натянутая. Николай Бутрехин сыграл несколько десятков ролей, поставил на тверской сцене пятнадцать спектаклей — детских и комедийных. Последний с эротическим названием «Левая грудь Афродиты». На премьере присутствовал автор пьесы — известный оппозиционный писатель-сатирик Юрий Поляков. Постановку похвалил, хотя к этому его никто не обязывал.

По поводу собственных режиссерских работ Николая Павловича всегда грызут сомнения. И правильно. Не сомневается обычно тот, в ком превалирует бездарность.

Актер со сцены мог бы в одиночку проводить остроумные беседы о смысле жизни или его отсутствии, о талантах и поклонниках, об униженных и оскорбленных. Он мог бы написать книгу о своей богатейшей впечатлениями жизни. Он мог бы провести цикл бесед о жизни дачной, где он и царь, и бог, и герой, хотя чудесные цветы клематисы выращивает не он, а драгоценная супруга.

Впрочем, почему мог бы? Может, если захочет. В актере при его золотом возрасте жизнь не превратилась в уголек. В душе, как говаривал русских поэт, еще горит пламень, отблески которого в добрых и мудрых глазах актера.

Очень рад, что близко знаком с ним. Считаю, что левая грудь Афродиты — богини любви и красоты — признак счастья актера. Впрочем, как и правая.

Вече Твери. -2009.- 4 февраля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info