ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЦАРСКИЙ ВЛАДИМИР АРНОЛЬДОВИЧ
ПРЕССА


Павел НИКИТИН

ЦАРСКИЙ ЭТО ПОДАРОК

Директор Тверского академического театра драмы Владимир Царский работает в должности тринадцатый год. И тринадцатый год 'своего директорства считает самым счастливым. Потому что год (тьфу-тьфу) складывается удачно, все задуманное исполняется. А тут еще юбилей - исполнилось пятьдесят.

В театр Царский пришел из областных чиновников - классический вариант "человека со стороны". Была когда-то такая нашумевшая пьеса - о честном инженере, излишне любившем порядок в делах и потому нажившем немало врагов.

Впрочем, это не о Владимире Арнольдовиче. Потому что самый главный его талант - обретать друзей. Однако и порядок он любит во всем до педантизма. Наверное, сказывается генная память: отец был из российских немцев. Из тех, чьи предки потянулись в Россию при Петре - честно служить новому Отечеству и работать, работать, работать умело, неустанно, аккуратно.

С таким же императивом пришел Владимир Царский на должность директора театра. Главному режиссеру театра - народной артистке России Вере Ефремовой хозяйский глаз молодого директора приглянулся, а когда Царский начал ликвидировать обнаруженные недостатки, оба поняли, что работать вместе они будут долго.

Первое время приходилось, конечно, трудно. Царский хотел понять все нюансы, мельчайшие подробности театрального дела. Для человека, до того времени никогда не бывавшего за кулисами, это было непросто. Он ходил на читки пьес, подолгу задерживался в театральных мастерских, поднимался на колосники и спускался под сцену. С тех самых пор в нем живет искреннее восхищение перед людьми театра, никогда не выходящими к рампе.

Царский появился в театре в сложное время смены экономических формаций. Рушились устоявшиеся системы отношений, первоначальный рынок больно ударил по высокой, некоммерческой культуре. Несмотря ни на что, все эти годы Тверской театр жил достойной, полнокровной творческой жизнью. Выпускались новые спектакли. Организовывались гастрольные поездки. Да не куда-нибудь, а на родину театра, в Грецию, потом на прославленную сцену Александрийского театра в Санкт-Петербурге.

С помощью областной администрации обновили одежду сцены - кулисы, задники. Приобрели большой автобус "Мерседес", теперь покупают фуру для перевозки декораций. Мечта директора о возобновлении регулярных продолжительных гастролей театра становится реальностью. Заменяется важнейшее для искусства сцены световое хозяйство. В скором времени осветители будут работать не вручную, как было всегда, а за пультом компьютера, который передаст команду прожекторам включаться и выключаться в нужный момент действия и сопровождать актера в его движении по сцене.

В самых ближних планах ремонт фасадов театрального здания - главного и по Советской улице. Сказать, что Владимир Арнольдович крепкий хозяйственник - мало. Поскольку театр пока что плохо вписывается в неустойчивую рыночную стихию. Коммерцию во главу угла могут поставить столичные антрепризы. Репертуарному театру с по стоянной труппой это, как говорится, не светит. Да и уровень жизни потенциальных тверских театралов значительно ниже, чем у московских. А театр без зрителя - и постоянного, преданного, и случайного, редкого гостя - жить не может. Поэтому при Царском начали выпускать абонементы на спектакли предстоящего сезона, активнее работать с учащейся молодежью. Конечно, никакие административные усилия не заменят творческого успеха. А это уже целиком в сфере деятельности актеров и режиссеров. И когда в афише появляются спектакли, на которые у входа спрашивают лишний билет, директор радуется успеху своих коллег, наверное, больше всех.

В годы директорства Царского театр получил высокое звание академического. Ведущим актерам присвоены звания народных и заслуженных артистов России.

За каждым событием - большим и малым - труд, энергия, творческая неугомонность директора Царского. Ему уже не раз доводилось выходить на сцену и в качестве исполнителя - в "Анне Карениной", в "Вишневом саде". Внешние данные и воспитанная спортивной юностью благородная осанка как нельзя лучше вписываются в костюмный репертуар. И кажется, что он был в театре всегда, как щедрый подарок театру и зрителям.

Но до театра были в жизни Володи Царского раннее, еще "беспамятное" детство на Урале, потом теплый разноязычный Батуми, где учился в школе. Оттуда же первые театральные воспоминания и первый театральный опыт - в школьном драмкружке играл в инсценировке "Витязя в тигровой шкуре" - Шота Руставели. После армейской службы приехал в Тверь, на родину матери, поступал на юридический факультет и до сих пор жалеет, что не поступил: потом, где бы ни работал, везде прилипала кличка Законник за отличную память на юридические формулировки и привычку не принимать решений без скрупулезной сверки с параграфами кодексов. Как бы то ни было диплом Царский защищал на химико-биологическом факультете. К тому времени он уже был известен в городе как спортсмен-легкоатлет и комсомольский активист. Потому и в обкоме комсомола, куда пригласили на работу, поручили заниматься организацией спортивных соревнований для школьников А заодно и работой с трудными подростками с комсомольскими оперативными отрядами по поддержанию порядка и многим, многим другим.

Шесть лет он отработал в Калининском облисполкоме - курировал, выражаясь чиновным языком, пять районов области. Чтобы лучше понимать нужды и заботы их жителей, не поленился снова сесть на студенческую скамью, окончил сельскохозяйственный институт. Любил (и до сих пор любит) возиться с землей сажать, сеять, ухаживать за посаженным.

До сих пор, заходя в здание областной администрации с удовольствием показывает на выросшие во дворе плодовые деревья, посаженные им. На том субботнике его лопата, глубоко уходя в землю, обо что-то звякнула. Стал копать осторожнее и вскоре бережно вытащил из земли плотно запечатанный старый широкогорлый кувшин.

Когда находку вскрыли, внутри оказались зерна пшеницы. Плоды человеческого труда, кем-то в тяжкую годину спрятанные до лучших времен.

Владимир Царский, как уже говорилось, пришел в театр в тяжелое время. Пришел, чтобы сохранить, уберечь от невзгод и тягот золотые зерна искусства.

Вече Твери. -2003.- 27 мая.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info