ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ХОНИНА НАИНА ВЛАДИМИРОВНА
ПРЕССА


Наталья ФРОЛОВА

ВИВАТ, АКТРИСА!

Актерский бенефис - всегда праздник. Но когда это бенефис актрисы, прослужившей на одной сцене - в данном случае на тверской - сорок лет, это праздник, возведенный в превосходную степень. Тем более что речь идет о народной артистке России, любимой зрителями, переигравшей множество ведущих ролей. В торжестве Наины Владимировны Хониной принял участие, кажется, весь город.

Море улыбок, цветов. Духовой оркестр в фойе играл старые вальсы. Там же можно было увидеть работы тверского художника Лилии Сокуренко, моделью для которых послужила бенефициантка.

Актриса подарила праздник нам и самой себе. Она его заслужила жизнью, искони связанной с театром. Актерская дочь, она вступила на сценические подмостки в 15 лет. С детства колесила с родителями по городам и театральным весям. Она - от Театра, в Театре, для Театра. Хотя каким-то образом и уберегла собственную семью от этого великого безжалостного монстра, сама оказалась навсегда им поглощенной. Тем и жива. Тем и знаменита. Тем счастлива

Именно об этом - о своей порой радостной, порой драматичной, но навсегда театральной принадлежности - и написала книгу Наина Хонина, определив ее жанр как «почти роман», дав название «Она была актрисою». Книга чудесно подгадала (а вернее, была «подгадана») к бенефису. Кто захочет вычитать в ней сокровенное, актерское - вычитает, кто захочет понять - поймет. Книга не всегда автобиографична по событиям, но автобиографична по сути. В ней попытка воспеть театр как неизбежность собственной судьбы.

Сгустком своеобразных выборок из книги явился монолог-спектакль актрисы, занявший первое отделение праздника. Подвиг - держать внимание зала более часа, чередуя эпизоды из сыгранного и несыгранного с воспоминаниями и лирическими откровениями.

Вторая часть - приветствия и поздравления. Как положено уважение и любовь к актрисе выразили представители властей разных уровней. К счастью, делали это по-человечески, не зачитывая казенных адресов. (Все же мы куда-то за последнее время продвинулись!). На бенефисную сцену высадился целый «начальственный десант» из Вышнего Волочка с подарками, изделиями из хрусталя, среди которых был весьма остроумный - хрустальная корона. «Хрустальную» тему продолжила местная организация Союза театральный деятелей, присудившая юбиляру за творческие заслуги только что учрежденный приз «Хрустальная чайка». Фурор произвел огромный плюшевый тигр, преподнесенный заслуженной артисткой России Долорес Запашной. Оказалось, она давняя подруга Наины Владимировны. Они вместе учились в начальных классах в Благовещенске. Как давно было! И как прекрасно, что помнится!

Вереница поздравлений, восторженных и шутейных, была бесконечной. Среди них - традиционные пародии-поздравления от лица знаменитостей в исполнении заслуженного артиста России Леонида Брусина. Ироничное письмо к главе Международного валютного фонда в связи с юбилеем артистки Хониной с не менее тонкой иронией зачитал его и сочинивший журналист заслуженный работник культуры России Валерий Бурилов. Театр для детей и молодежи предложил назвать именем актрисы площадь, проспект или, на худой конец, переулок. А также учредить денежную единицу достоинством в «Один Хон». Коллеги шутили и смеялись от души, не преминув при этом поразмышлять о судьбах сцены и ее творцов. Тверские кукольники в лице художественного руководителя театра заслуженного деятеля искусств России Сергея Белкина поднесли проект монумента, предлагающего запечатлеть бенефициантку в образе девочки, балансирующей на шаре, по картине Пикассо. Если вдуматься - это попытка философского осмысления существования на театре. Тему развила превзошедшая всех Наталья Плавинская. Она приветствовала коллегу мастерски исполненной актерской импровизацией, вместившей восторг, горький смех, цеховую солидарность. С удивлением вспомнилось, что Плавинская теперь не актриса - заведующая музеем.

Судьбы театральные сложны и противоречивы даже для тех, кому на роду написано пережить счастье триумфа.

Среди аплодисментов и смеха театрального праздника тихонько сидела в первом ряду изящная пожилая женщина с такими же лучистыми, как и у бенефициантки, глазами. Наверное, в минуты триумфа дочери перед внутренним взором заслуженной артистки России Серафимы Михайловны Хониной промелькнула и ее собственная сколь счастливая столь и многотрудная жизнь. На Театре у преданных искусству она всегда такая …

Тверская неделя. - 1998. - 18 декабря.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info