ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ХОНИНА НАИНА ВЛАДИМИРОВНА
ПРЕССА


Наталья ЛЕБЕДЕВА

Актриса Наина Хонина
В ЖИЗНИ, НА СЦЕНЕ И ЗА СЦЕНОЙ

Наина Хонина: перед спектаклем я запираюсь в комнате на целый день, становлюсь недосягаемой и сильной, никого к себе не подпускаю

Наина Хонина с мужем Евгением Борисовым Зал театра драмы. Аншлаг. Спектакль "Эксперименты доктора Ариэля". В самом начале второго акта сценическое действо прерывают аплодисменты. Они звучат долго, не давая актерам продолжать. Это на сцене в роли сеньоры Бальбоа появилась главная героиня вечера — Наина Хонина, народная артистка России. Зал сидел, затаив дыхание, смеялся и плакал: она играла Бабушку.

— Наина Владимировна, Вы сами выбрали этот спектакль для своего бенефиса?

— Да. Когда меня спросили, какой спектакль из ныне идущих я хотела бы сыграть в свой юбилей, я ответила: этот, последний. Он мне очень дорог.

Но многие актрисы категорически не хотят играть пожилых женщин!

— Вы знаете, один фотограф запечатлел великую актрису Анну Маньяни, когда та была уже в глубоком возрасте. Он решил подретушировать на снимке ее морщины, чтобы звезда в памяти поклонников оставалась звездой. И вызвал бурю гнева у самой Анны Маньяни! Она сказала: "Не скрывайте моих морщин, они так дорого мне достались!" Вот это мне близко. Да, безусловно, есть актрисы, которые хотят подольше оставаться молодыми, и имеют на это право. А у меня такого желания нет. Не потому, что все возрасты кажутся мне прекрасными, а потому, что мне интересны проблемы каждого возраста, интересно их исследовать.

Наина Хонина в роли бабушки, спектакль Обрыв

— Роль бабушки в пьесе Алехандро Касоны это роль женщины, переживающей большую трагедию. Тяжело ли Вам дается создание таких образов?

— Да, конечно. Я вспоминаю спектакль "Обрыв". Накануне премьеры, на репетиции, со мной произошел страшный случай, почти мистический. В спектакле есть эпизод, когда я иду навстречу зрительному залу и дохожу до края сцены. Я пошла — и потеряла ориентир, не понимала, куда иду. Я шагнула ... и шагнула просто в темноту зрительного зала, я упала туда со сцены. Все испугались, но, к счастью, все обошлось благополучно, без травм. Ну что со мной случилось?! Я не понимаю. Но это был тот момент, когда стирается грань между жизнью и сценой, когда наступает полное слияние и отождествление... Ты даже порой не можешь собой управлять. Это актерская профессия такая. Она требует полной отдачи не на шутку и всерьез. Поэтому недаром есть примеры, когда актеры умирают на сцене — вместе со своими героями, или не выдержав страданий своих героев.

— В "Экспериментах доктора Ариэля" Вам приходится играть смерть своей героини. Вы не суеверны в этом отношении, не боитесь?

— Я не боюсь умирать в этом спектакле. Для меня здесь смерть — возрождение моего внука к жизни. Поэтому она скорее светлая, чем погруженная в трагедию и отчаяние. Это смерть во имя жизни. Знаете, чтобы родиться, надо иногда и умереть (смеётся). Такая закономерность ... Поэтому страха, физического страха, нет. Есть другое: после спектакля мне трудно вернуться... Вот я уже ушла, занавес прошелестел, закрылся; мой партнер Георгий Николаевич Пономарев протягивает мне руку, на которую я опираюсь в темноте; это знак, что спектакль кончился. И я поднимаюсь, не ощущая даже права подняться! Меня встречает помощник режиссера — там, за кулисами, тоже протягивает руку. Я иду в темноте за кулисы сквозь эти протянутые руки помощи. Это любопытно... (задумывается) Вообще этот спектакль очень любопытен. Вот он заканчивается, аплодисменты отзвучали, а мы не можем расстаться друг с другом. Обнимаемся, говорим "спасибо". Это удивительная минута. Удивителен и вход в спектакль. Я прихожу в гримерку, а у меня на столике лежит большая конфета. Практически с первого спектакля ее кладет туда Георгий Николаевич. Что это такое? Это начало нашей сценической жизни. Это уже не Георгий Пономарев, это мой Фернандо. Потом заходит в гримерную Даша Плавинская. Просто, чтобы обнять меня. И мы как бы благословляем друг друга на эту жизнь, в которую сейчас войдем. Заходит режиссер спектакля Александр Чуйков, спрашивает: "Как там Бабушка?" Это тоже благословение. Не каждый спектакль рождает подобные ритуалы. Вот он так состоялся: в любви друг к другу, в нежелании расстаться друг с другом, в глубоком уважении к профессии.

— Касона соединил в своей пьесе трагическое и комическое. Близко ли Вам и то и другое? В спектакле есть много моментов, когда зрители смеются ...

— Еще мало таких моментов, должно быть больше. Мне это пока еще не очень удается. Вы задали вопрос любопытный и интересный для меня. Нам надо, чтобы в "Экспериментах" было больше жизнеутверждающего. Бабушка же живой человек, с юмором. Она должна быть в чем-то забавной. Она трогательная, очень наивная и не заунывная. Она не из трагедии соткана. Здесь драма другая... Вот если бы возникло желание у зрителя прибежать домой и обнять свою бабушку, это было бы прекрасно!

— А вы с ней похожие женщины?

— Нет.

— Сложно ли дается такое перевоплощение, когда актриса и ее героиня — совсем разные?

— Конечно! Но мы постоянно эти сложности испытываем. А как же иначе?! В пьесе Касоны Бабушка в достаточной степени сильная. А когда мы начинали репетировать, Александр Чуйков сказал: "Наина, она слабая, нездоровая и беззащитная..." Я — человек защищенный. И свои болезни не покажу, скрою, не дам возможности узреть их даже себе самой. Сеньора Бальбоа — открытая, как ребенок. Первая ее фраза в спектакле мне очень тяжело давалась. Всю эту беззащитность и детскую открытость надо было найти в себе самой. Но в нас же все это есть. (В каждом человеке есть все). Наша профессия — найти и сделать это главным, если это нужно сегодня.

— Неужели даже в семье вы не можете себе позволить быть слабой женщиной?

— Что значит, не позволяю быть слабой? Дома я веду себя гармонично, полностью подчиняюсь мужу. (По крайней мере, я так ощущаю. Не знаю, что ощущает он). Я не спорю, не возражаю. Дома я мягкая, похожая на бабушку. Кроме тех дней, когда готовлюсь к спектаклю. Я становлюсь недосягаемой и сильной, колючей и суровой, никого к себе не подпускаю. На целый день запираюсь в комнате.

— И вся семья Вас понимает и поддерживает?

— Вся. Даже внук Ванечка, который в такие дни мне говорит: "Наина, ты опять в подполье?" . Все знают, что так я готовлюсь выйти на сцену...

Фото из архива Наины Хониной

teletver.ru -2001.- №1.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info