ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПАВЛЕНКО ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА
ПРЕССА


Татьяна ДЫМОВА

ЛЮДМИЛА ПАВЛЕНКО: "Я СЧАСТЛИВА ПИСАТЕЛЬСКИМ РЕМЕСЛОМ"

Актриса Тверского драматического театра Людмила Павленко известна в кругах городской интеллигенции и как писательница. В 1997 году в Твери вышел ее роман "Театр тайны, или Дважды два равно пяти", недавно писательница закончила несколько вещей: продолжение этого романа - "Начало света" и "Лишний ген", философско-публицистическое эссе "Голубое яйцо"и новый роман "Царица грозного царя".

Начало

Род Павленко ведет свое начало из казачьей станицы на Иртыше, в которой осели сподвижники Ермака, пришедшие завоевывать Сибирь. Родители Людмилы - простые люди, но мать была артистической натурой: могла передать характерную интонацию любого знакомого. Отголоски цыганской и казацкой крови в роду давали о себе знать. Видимо, неукротимость и свободолюбие натуры оттуда же.

Сочинять Людмила Павленко начала со школьных и даже с детских лет. Сначала - стихи, потом - прозу. Школьные сочинения писала за полчаса в стихах, в то время как ее одноклассники корпели над ними положенные два часа. У писателей-классиков училась выстраивать фразы. С детства у Людмилы Павленко была и другая пламенная страсть - желание стать актрисой, и оно определило ее жизненный путь. Окончила Куйбышевское театральное училище. Работала в нескольких театрах, последние 26 лет - в Тверском драматическом. Училась на сценарном факультете ВГИКа (курс. Вайсфельда). Но совмещать работу в театре с учебой было сложно, и пришлось поставить крест на мечте стать профессиональным сценаристом.

Создавая роман "Театр тайны", писательница шла по стопам Михаила Булгакова, автора "Мастера и Маргариты". Та же причудливая фантасмагория из снов и реальности, персонажей действительности и потустороннего мира, которая разворачивается на фоне жизни небольшого провинциального города (читай: Твери). Многие детали этой жизни, как и герои, колоритны и узнаваемы, выписаны с элементами сатиры и гротеска.

Философия духа

Продолжение романа "Начало света" развивает тему обесчеловечивания окружающего мира, когда человек превращается в механическую функцию, и вот уже, повинуясь ее фантазии, по городу Несветову зашагали куклы Барби, в которые, согласно новомодным веяниям, некие фирмы превращают живых горожанок.

В романе затрагиваются глобальные вопросы человеческого бытия, его морально-нравственные основы. Куда движется человечество -к самоуничтожению или оно спасется, руководствуясь истинно нравственными законами самоусовершенствования отдельной человеческой личности? Людмила Павленко ратует за последнее.

Она глубоко верующий человек. Вера в понимании актрисы - это не скрупулезное отправление церковных обрядов, а живая связь с живым Богом в душе каждого человека. Есть две концепции жизнеустройства на земле: божественная и сатанинская. Исходя из первой, надо жить "по правде", не затаптывать своего ближнего на пути к успеху. "Люди часто считают эти идеалы утопией, но . я верю, что человечество к этому придет, в противном случае оно себя уничтожит", - считает она. Не случайно повесть названа "Начало света": Людмила Павленко свято верит, что человечество движется не к концу света, как предрекают некоторые, а к концу тьмы, истинному возрождению.

Параллельно Людмила Павленко работала над публицистическим эссе "Голубое яйцо". Для нее это сокровенная вещь, где писательница в прямом разговоре с читателем высказывает философию духа, которую она проповедует.

В защиту смутного времени

История повести "Царица грозного царя"началась в далекой молодости, когда Людмиле довелось сыграть жену Ивана Грозного Василису Мелентьеву а одноименной пьесе Александра Островского. Драматург создал образ сильной женщины, которая покорила царя своим властным и гордым характером. Людмиле Павленко такая трактовка образа главной героини показалась психологически неоправданной: жестокого и своенравного царя можно было "укротить"только бесконечной любовью, мягкостью и пониманием. Актриса стала играть по-своему, и эта трактовка органично легла на текст Островского.

Интерес к этой роли обернулся стойким увлечением эпохой Ивана IV, долгими годами сбора материала, изучения того смутного времени, итогом которого и стал роман.

Правда, фактов в старинных летописях содержалось мало. Из фразы, почерпнутой в одной из них, "в таком-то году царь имал женище Василису, вдову Мелентия Иванова-, выросло повествование с ярким характером героини - натурой цельной, сильной, мятежной и в то же время по-русски жалостливой и мягкой. Попав во дворец с тайной мыслью отомстить за надругательство над собой царских опричников, Василиса Мелентьева полюбила царя, за которым стоит Русь, и ей она может помочь, став моральной опорой в его усилиях объединить страну.

Людмила Павленко поставила своей задачей высветлить образ Ивана Грозного, освободить его от современных исторических наслоений, сделавших из царя настоящего монстра. Между тем этот характер на протяжении всей жизни претерпевает несколько кардинальных изменений: добродетельный и образованный в молодости, столкнувшись с яростным противодействием боярства, царь ожесточился.

Как это ни банально звучит, рукой писательницы движет патриотизм: она не приемлет часто раздающееся в адрес России расхожее выражение "страна дураков". Постоянное принижение нашей истории убивает чувство национального самосознания, . собственного достоинства в народе, он начинает деградировать. В глубине народ ной души бьют родники чистоты, надо только пробиться к ним.

Мастерство писателя давалось нелегко. Бывали дни, когда актриса сидела над рукописью по десять часов кряду, пока буквально не падала со стула. Зато сейчас появились легкость и быстрота в работе. Если первую повесть она писала 18 лет, то последние -один - два года. Когда писала "Царицу грозного царя", в воображении появлялись яркие картины, которые оставалось только записать. Яркому, образному мышлению, видимо, способствовала актерская профессия.

Актёр предполагает, а режиссёр располагает

За свою творческую жизнь Людмила Павленко сыграла множество ролей. Наиболее памятны для актрисы роль Натальи Гончаровой в постановке Самаркандского театра, работа в спектакле "Декамерон", поставленном столичным режиссером Борисом Голубовским. роль Констанции в пьесе "Постоянная жена"по Соммерсету Моэму, Марии в спектакле-мюзикле -Черепаший день по произведениям итальянских авторов, Бэтси Тверской в драме "Анна Каренина". В постановке Бориса Голубовского "Завещание лорда Нельсона"она сыграла центральную роль леди Гамильтон.

В 2001 году артист Виталий Синицкий вместе с Людмилой Павленко поставил пьесу французского драматурга Жана Ануя "Медея". Эта роль требует полной самоотдачи -недюжинные страсти бушуют на сцене. Перед спектаклем актриса чувствует себя как спортсмен перед прыжком, зато потом, когда высота взята и мятущаяся Медея нашла отклик в сердцах зрителей, нисходят покой и умиротворение.

Актерская судьба Людмилы Павленко, без сомнения, могла сложиться ярче. Но, перефразируя известную пословицу, актеры предполагают, а Бог (читай: режиссер) располагает. Актер - кукла и статист в руках режиссера, особенно провинциального. Театр - сложный организм, в котором, как и в любом коллективе, существуют свои приближенные и свои изгои. Не дай Бог попасть во вторые - клеймо отверженного отлучит на десятилетия от интересных ролей полнокровного существования в театре. И если у столичных артистов всегда есть альтернатива - можно уйти в другой театр, не уезжая из столицы, то провинциальный должен начинать все заново в другом городе - рвать человеческие связи, разрушать с таким трудом налаженный быт.

Максимализм и бескомпромиссность, свойственные молодости, конечно, же, осложняли жизнь в театре, но, как говорится, из песни слова не выкинешь... Три раза Людмила Павленко пробовала уехать из Калинина, были интересные предложения из других театров. В двух случаях накануне отъезда ее разбил радикулит, в одном - в поезде пропал голос. Как будто чья-то невидимая жестокая рука пригвоздила ее, как мотылька иглой, к этому месту.

Небольшая занятость в театре позволила вплотную заняться писательским ремеслом. Сейчас Людмила Павленко начала обрабатывать свои дневники, которые она вела на протяжении всей жизни. Ей интересно проследить путь, пройденный девочкой из казахского аула Гремящий Ключ к актрисе театра, писательнице. В них она препарирует свою душу, психологию, работу мысли, отдавая предпочтение не внешней канве событий личной жизни, имеющих преходящее значение, а эволюции духа, внутренней жизни. Было бы жаль, если бы этот уникальный человеческий материал пропал втуне.

Судьба распорядилась так, что писательский труд стал основным смыслом существования актрисы. Но, чтобы этот труд дошел до читателей, нужна добрая воля состоятельных людей, так как издательства, повинуясь жестоким законам рынка, издают книги только на личные средства авторов, а их у Людмилы Павленко, как у любого провинциального интеллигента, нет. Хочется верить, что такие люди, неравнодушные к состоянию искусства и литературы нашего края, истинные меценаты, найдутся в нашем городе.

Вечерняя Тверь. -2002.- 1 февраля.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info