ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПАВЛИШИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ
ПРЕССА


Наталья БАКЛАНОВА

СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНЫ
Жизнь и игра в актерском доме

Говорят, для мужчины хуже нет судьбы, чем быть женатым на актрисе. Если вы верите в этот стереотип, тогда попробуйте себе представить, какая скверная должна быть жизнь у двух артистов, связанных узами брака. Не можете? И правильно делаете. Потому что... Саша и Даша похожи друг на друга даже внешне. Если не знать, что они женаты, то можно принять их за брата и сестру. У обоих выразительные, или "фактурные", как говорят в театральных кругах, лица, живые глаза и обаятельные улыбки. Оба привлекательны и эмоциональны. Оба -актеры Тверского академического театра драмы.

Итак, знакомьтесь: единственная в городе Твери молодая актерская семья - Александр Павлишин и Дарья Плавинская. Заметьте, даже фамилии их звучат в унисон.

Саша. Прощайте, циркули и тубус!

Театр и его семья - понятия далекие Если не считать, конечно, того, что Сашина мама-архитектор в молодости мечтала стать актрисой. Часто водила сына на спектакли, рассказывала ему об известных артистах и режиссерах. И делала это так хорошо, что, когда пришла пора выбрать будущую профессию (и даже раньше), Саша страстно захотел стать актером. В Москву ехать не решился, а потому вместо очарования сцены ему достались математика, физика и начертательная геометрия. Павлишин поступил в "политех" на машиностроительный факультет. Учеба ему давалась легко, но при одной мысли об инженерском будущем бросало в дрожь. После года самоломки Саша оставил калькулятор, циркули и тубус в покое и ушел из ТГТУ.

Судьбе было угодно, чтобы как раз в это лето проходил первый набор на Тверском курсе Щепкинского театрального училища. Саша пошел на экзамены и успешно выдержал все три тура. Но, для того чтобы поступить в училище, ему пришлось очень постараться. Павлишин вдохновенно читал Лермонтова и Пушкина, играл на гитаре, тушил воображаемый пожар на заднем ряду малого зала и даже танцевал кадриль, о которой раньше не имел ни малейшего представления.

Затем были четыре года учебы в Тверской "Щепке", а дальнейшая жизнь Саши - как на ладони, потому что проходит она на сцене.

Даша. Юристом можешь ты не быть...

Как всякий ребенок из актерской семьи, Даша начала играть в спектаклях очень рано. Еще когда училась в первом классе. Так что в этом году она справляет небольшой юбилей двадцать лет творческой деятельности на сцене драмтеатра. В труппе девочку любили, подкармливали пирожными из буфета, и она платила взаимностью. Часто Дашина мама, приходя домой, вместо дочери обнаруживала записку: "Мама, я в татаре", что в переводе с "детского" означало "в театре". Однако после школы Плавинская не пошла по проторенной родительской дороге. Она выбрала юрфак. А в театр все равно тянуло. Итак, первый курс Даша спокойно отучилась на вечернем отделении избранного факультета, а на втором помимо юриспруденции в область ее занятий добавилось актерское мастерство. Нет, это не на юрфаке появился новый предмет, проста Плавинская поступила на очное (другого не бывает) отделение Тверского курса "Щепки". Наследственность (а может быть, судьба) сказала свое слово. Даша бросила юридический и пришла в театр, но уже не для того, чтобы играть детские роли и есть пирожные.

Вместе. Вот и свела судьба...

"Он стоял у подоконника, такой романтичный, скромный, в белой футболке...", - вспоминает Даша свою первую встречу с Сашей. Он понравился ей сразу, показался очень сдержанным и надежным. Но в жизни все не так, как в книжках. На следующий день после этой встречи они не поженились и даже не начали встречаться. Более того, на предложение Даши пойти с ней в одной пятерке что-то там отвечать гордый Саша ответил отказом: он уже договорился заходить в класс с кем-то другим.

И все же легче убежать от паровоза, чем от судьбы. Вскоре Плавинская и Павлишин стали видеться не только на занятиях, но и вне - учебными вечерами. Взаимоотношения будущих супругов складывались в разное время по-разному. А встречались они перед тем, как "окольцевать" друг друга, ни больше, ни меньше шесть лет. Саша долго не решался сделать предложение актрисе. Из какого-то предубеждения он не хотел, чтобы его жена имела отношение к театру. А сейчас, прожив с Дашей почти два года под одной крышей (14 июля 1999 года они обвенчались), он понял, что для человека искусства лучшего и быть не может, чем полное взаимопонимание с тем, кого любишь.

Дома. Любовная лодка не бьется о быт

Чистит, убирает, вытирает пыль в доме Даша. Не оттого, что Саша такой ленивый, а из-за его аллергии на пыль. Посуду чаще всего также моет молодая супруга, но зато супруг любит готовить. Четкого разделения обязанностей в семье нет, а потому нет счетов и упреков: "Ты ведро не вынес такой сякой, а сегодня твоя очередь!" Даша и Саша помогают друг другу делают домашние дела по море возможности каждого.

Утро в доме Пивлишина-Плавинской начинается с музыки. Саша берет в руки гитару и начинает мычать. Делает специальные упражнения для тренировки голоса перед репетицией. Чем "немного" мешает жене настроиться на романтический лад. В таких случаях Даша утешает себя только тем, что "зато у Саши голос будет красивый".

У молодой семьи большой круг общения, который выходит далеко за рамки театра. Актеры вообще редко ходят в гости к коллегам, им хватает разговоров на работе. Поэтому в доме у Даши и Саши можно встретить и врачей, и кандидатов наук, и инженеров, и математиков, но только не служителей муз. Не считая, конечно, Дашиной мамы С родителями молодые супруги поддерживают теплые отношения, часто ходят друг к другу в гости. А отпуск они каждый год проводят у Дашиных родственников в Волгограде.

Считается, что общаться с одним и тем же человеком день и ночь, и дома, и на работе невыносимо тяжело. Он быстро надоедает и начинает раздражать. Даша и Саша утверждают на собственном опыте, что это не так. Они вместе и на репетициях, и на сцене, и дома у плиты, и в гостях за столом .Они друг для друга - все и друзья, и любовники, и коллеги, и партнеры.

Иногда в разговорах супруги случайно начинают цитировать своих сценических персонажей, а когда замечают это, смеются. Вечерами обсуждают роли и спектакли, но никогда не репетируют дома. Для этого им хватает театра.

В театре. Маска, я тебя знаю!

Александр Павлишин и Дарья Плавинская считают себя счастливчиками. Придя в театр, они нашли любимое дело своей жизни и друг друга. Это судьба и, конечно же, заслуга педагогов Веры Андреевны Ефремовой и Александра Александровича Чуйкова. Они до сих пор работают с выпускниками не только как с актерами, но как с учениками. Стараются повысить "планку мастерства" своих бывших студентов. Дают молодым играть разноплановые роли, чтобы они смогли открыть новые грани своего таланта. Поэтому ролями и зрительскими симпатиями супруги не обижены. Они заняты и в "Экспериментах доктора Ариэля", и в "Вишневом саде" и в Волках и овцах", и в "Чайке" и в Милом друге". Спектакли с их участием трудно перечислить.

Среди сыгранных персонаже есть у Даши с Сашей и "любимчики". Для нее - это Вера в "Обрыве" для него - Треплев в "Чайке". Хотя нельзя сказать, что остальные роли - нелюбимые. Любое сценическое перевоплощение требует огромных душевных затрат, бессонных ночей и волнения. Каждая роль рождается подобно ребенку. Разве можно не любить собственное чадо? А недавно Саше и Даша особенно повезло: они получили возможность сыграть такие роли, о которых казалось можно было только мечтать... Это как для солдата стать генералом. Павлишин назначен на роль Чацкого,. Плавинская - Софьи в "Горе от ума" Грибоедова. Работа предстоит сложная, но в этом-то и прелость профессии настоящего артиста.

"Когда читаешь текст, сразу появляются опорные точки, места которые чувствуешь как надо сыграть, - говорит Даша - Следом за ними постепенно вырисовывается весь образ, собирается подобно мозаике из множества разрозненных кусочков.

Дилетанты часто спрашивают Сашу и Дашу: "Как же вам удается выучить столько текста?" В ответ они тот ко смеются. Выученный текст это даже меньше четверти от всего процесса работы над ролью.

Бывают и такие моменты, когда у кого-нибудь из супругов все валится и рук и роль никак не хочет получаться. В такие минуты на помощь приходит верная "вторая половинка". Она все поймет, подскажет, утешит.

Иногда бывает и такое ... Даша, зная, что ее муж актер и ему придете волей-неволей играть в паре с другими женщинами со всеми вытекающим отсюда поцелуями, все равно ревнует. Например, не пропускала ни одной репетиции "Милого друга", где Саша должен был перецеловать всех ее однокурсниц. Внимательно наблюдала за процессом и с ужасом думала, что же теперь будет. А были спектакли Саш играл и целовал других женщин, ни н минуту не забывая о любимой жене.

Теперь Даша уже не волнуется, не ревнует и не ходит на репетиции, где Саша участвует в любовных эпизодах. Ведь на сцене он уже не ее муж, а все го лишь маска, персонаж, герой из пьесы. Пройдет пара часов, и она закончится. Опустится занавес, прозвучат финальные аплодисменты, и начнется другая пьеса под названием -"Ее Величество Жизнь". А уж в ней-то Александр Павлишин и Дарья Плавинская всегда играют в паре.

Тверская жизнь. - 2001. - 20 июня.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info