ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПЛАВИНСКАЯ НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
ПРЕССА


Борис ГУРОВ

СЦЕНА– ИСТОРИЯ – ВЕЧНОСТЬ

Характерный запах старины напоминает, что мы на пороге музея. Причем музея не обычного, а располагающегося в самом сердце Тверского драматического театра. Директор театрального музея, актриса Наталия Плавинская - русская красавица, с большими и немного грустными глазами, при знакомстве с которой невольно вспоминаешь некрасовское: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет..." На наше предложение сфотографироваться в гримерной, с маской в руках, Плавинская возражает, что театр - это как раз то место, где открывается тайное и срываются все маски. Воистину женщина - это всегда загадка. Актер? Историк? Философ? Кто же вы, Наталия Васильевна?

РОДИЛАСЬ Наташа в семье военнослужащего. Отец, Василий Колесников, был из Нижегородской области, из бедной многодетной православной семьи. С первого до последнего дня прошел Великую Отечественную войну, там, на фронте, вступил в партию и всю жизнь оставался убежденным коммунистом. Мать произошла из старинного дворянского рода Персидсковых, по вероисповеданию старообрядцев. В семье сохранялись и поддерживались старые русские культурные традиции. Софья Алексеевна читала своим детям наизусть Пушкина, Лермонтова, Некрасова, знакомила с богатствами огромной домашней библиотеки. Бабушка-старообрядка сама окрестила Наташу и занималась ее религиозным воспитанием. Проблема разделения церкви, по словам Наталии Васильевны, всегда была ее личной болью. Уже в зрелом возрасте она приняла второе крещение в православной церкви. Тяга к искусству проявилась с ранних лет. Вначале было рисование масляными красками. Потом поэзия. Стихи публиковались в местных газетах города Волгограда, куда, на родные земли своих прабабушек, перебралась семья после демобилизации отца. В Волгограде происходит и первое знакомство со сценой. Юная Наталия выходит на подмостки народного театра Волгоградского ТЮЗа. Здесь же под влиянием любимого писателя Федора Михайловича Достоевского Наташа делает выбор своей профессии и, решив никогда больше не расставаться со сценой, едет в Москву, поступать в Высшее театральное училище имени Щепкина. На вступительных экзаменах абитуриентка Наталия исполняет монолог своей любимой героини Настасьи Филипповны из романа "Идиот". Пройдя по конкурсу, юная артистка становится одной из питомиц "Дома Щепкина", а заканчивая последний курс училища, уже играет в Первом Московском областном драматическом театре. Она Тамара в "Ситуации" В. Розова, Зина в "Родственниках" Э. Рязанова и Э. Брагинского, Марга в "Третьем слове" Касоны, исполнительница других ролей. Позже по семейным обстоятельствам Наталия Плавинская переезжает в Калинин. Теперь она - актриса Калининского академического театра драмы, яркая, эмоциональная и пытливая. Как наибольшую творческую удачу актрисы на тверской сцене критика отмечает ее Анну в "Варварах", Анну в "Звездах на утреннем небе", Дору в "Эквусе", Василису Егоровну в "Капитанской дочке". Спектакли драмтеатра не раз украшало ее исполнение цыганских романсов. Творческий путь Наталии Васильевны во многом определяет та идея, с которой она пришла в искусство, ее цель - поделиться самым сокровенным. По ее словам, основанием русского театра, как и всей русской культуры, является православие.

- Сказано: "Друг друга тяготы несите". Иногда это покаяние за тех, кто не успел раскаяться. Именно сострадание, как одна из самых главных христианских добродетелей, отразилось в русской актерской школе. Через данные ему судьбы порой артист и сам учится и приходит к покаянию, ибо пути Господни неисповедимы. Русский театр - это откровение, соучастие, поиск своего собеседника и вместе с ним ответов на те вопросы, которые не дают покоя. Это потрясение и очищение. Это задушевный разговор. Это и радость общения через драматургию с писателями и поэтами другого времени. Разговор поколений и единение их.

Как уже говорилось вначале, актриса Плавинская еще и директор театрального музея, где собраны уникальные экспонаты с момента основания тверского театра в здании русской епархиальной школы в далеком 1745 году и до наших дней. Результатом глубоких исследований, произведенных Наталией Васильевной в рамках музейной работы, стало создание книги о тверском театре, его истории. Уже существует макет этой книги, но не хватает денег на ее издание. Тем не менее, и Плавинская, и ответственный редактор Бутузова-Зюзина, и издательство имени А.В. Ушакова прикладывают сегодня все силы для осуществления этого литературного проекта, имеющего целью сохранить для потомков историю и памятники драматического искусства тверского театра. А еще Наталия Васильевна - зачинатель актерской династии. Ее дочь, Дарья Плавинская, в 1997 году закончила Тверской филиал Высшего театрального училища имени Щепкина. Под руководством художественного руководителя театра, народной артистки РСФСР Веры Ефремовой и народного артиста РСФСР Александра Чуйкова Дарья зарекомендовала себя перед тверскими зрителями как талантливая актриса с превосходными данными. Ею сыграны Мурзавецкая в "Волках и овцах" А. Островского, Аркадина в "Чайке" А. Чехова, Вера в "Обрыве" И. Гончарова, Мадлена в "Милом друге" Ги де Мопассана, Марта в "Экспериментах доктора Ариэля" и другие роли. А ее мать продолжает изучать театральную историю, дарить счастливые минуты зрителям и сопереживать своим героям.

- Прокрутив в памяти весь прожитый день, пережив его заново, оцениваю, что я сделала так, а что не так. Ибо в основание русского театра невольно заложено переживание.

Театр играл важнейшую роль в жизни российского дореволюционного общества. Игнорирование этого храма искусства считалось для светского человека просто неприличным. Промышленник, купец и политик, взирая из ложи на освещенную сцену, подсознательно стремились разглядеть в царящих там героях разных эпох и народов себя, своих близких и знакомых. Они же не давали погаснуть этому дивному сиянию таланта творчества, любви, исходящему с подмостков и проникающему в самые темные уголки душ человеческих, поскольку являлись меценатами своих театров. И сегодня, когда на средства русского бизнеса возрождаются храмы, хочется верить, что помощь и заботу деловых людей обретет наш театр. И тогда осуществится заветная мечта Наталии Плавинской - выйдет в свет выстраданная ею книга о тверском театре.

"В том, как Н. Плавинская играет Василису Егоровну, поражает покой высокой простоты, который доступен лишь человеку, живущему по Заповедям и другой жизни не ведающему. Она (Василиса Егоровна) не ворчит, не буйствует, а дело правит, как быть должно". (Информационный сборник "Страстной бульвар").

Фото из архива Наталии Плавинской
Караван+Я. - 2001. - 14 марта. [ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info