ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПОНОМАРЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ
ПРЕССА


Борис ГУРОВ

15 ЛЕТ В ОБРАЗЕ
ТВЕРСКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА

Трудно найти сегодня в Твери человека, который не знал бы имени святого благоверного князя Михаила Тверского. Во имя небесного заступника Твери недавно был построен храм. Святому служат молебны, а ежегодно 5 декабря тверитяне торжественно отмечают день поминовения своего князя. Одним из первых наших современников, осознавших значимость и величие личности князя Михаила, был заслуженный артист России, актер Тверского академического театра драмы Георгий Пономарев. Он воссоздал для современников образ князя в моноспектакле «Михаил Тверской». Сегодня, в канун 15-летия премьеры моноспектакля, впервые поставленного на сцене 21 марта 1988 года, о его создании рассказывает читателям «Каравана» тверитянка Галина ЛАВРЕНТЬЕВА, с 1974 по 1992 годы возглавлявшая Тверскую областную организацию любителей книги.

КАК-ТО на гастролях, - рассказывает Галина Васильевна, - в 1985 году в столице Белоруссии Минске Георгия Пономарева попросили подготовить выступление о тверских поэтах, сопроводив его исторической справкой о Твери. Готовясь к концерту, Пономарев отправился в минскую библиотеку, где в научной литературе впервые встретилось ему имя тверского князя Михаила.

Заинтересовавшись образом нашего древнего предка, героически отдавшего жизнь «за други своя», калининский актер принялся разыскивать непосредственно связанную с ним литературу и наткнулся на роман Дмитрия Балашова «Великий стол».

Узнав историю великого Тверского князя, Георгий Пономарев задумал сделать литературный концерт о Михаиле Тверском. Затем возникла идея создания моноспектакля. А воплотить такую идею не так-то легко. В первую очередь нужен сценарий. А также необходимо было позаботиться о звуке, декорациях, костюме. Помогала Пономареву в благородном деле возвращения памяти о Тверском князе прогрессивно мыслящая тверская интеллигенция. Преподаватель училища культуры Григорий Слободкин консультировал актера в создании шумового оформления, включающего в себя звукоряд шумов того древнего времени, когда жил Михаил. Преподаватель политехнического института, архитектор Владимир Образцов собрал институтскую аудиторию, перед которой была прочитана инсценировка спектакля. Декорации, в частности, кресла, Пономарев придумал сам на основании изучаемых им древних летописей. В общей сложности полтора года ушло у Георгия Николаевича на написание инсценировки, а полтора - на постановку спектакля.

Долго не давали разрешения на постановку. Но благодаря настойчивости Георгия Николаевича, помощи и благословению художественного руководителя театра Веры Андреевны Ефремовой оно было получено в день премьеры. Через год моноспектакль увидел и автор книги о святом Михаиле Дмитрий Балашов, приехавший в Тверь из Новгорода по приглашению общества книголюбов. Правда, когда его пригласили на постановку «Михаил Тверской», Балашов закапризничал: «Не пойду я на спектакль! Я сам из театральной среды и знаю, что театр и эти артисты могут сделать с литературой».

В конце концов писатель согласился и недовольный отправился в драмтеатр. А на другой день по пути в Кашин он сказал Лаврентьевой:

- Я сегодня после вашего спектакля не спал в гостинице и думал, какой же молодец Георгий Пономарев! Я такого не ожидал.

По словам московской писательницы и журналистки Ксении Мяло: «Спектакль «Михаил Тверской» - визитная карточка Твери». А вот непосредственно тверская пресса, на удивление, до сих пор обходила постановку своим вниманием. За все 15 лет сценической жизни спектакля ни разу не появилось в наших периодических изданиях его критического анализа и разбора. Георгий Пономарев играл свой спектакль во Владимире и даже в Германии.

Надо сказать, постановку, а тем более сегодняшний ее вариант, нельзя назвать инсценировкой книги Балашова. За прошедшие годы, вникая в сценический образ, Георгий Николаевич перелопатил множество летописей, краеведческой литературы. Сведения, почерпнутые из этих источников, дополнили сценический образ князя, а также легли в основу книги «Отечестволюбец Михаил Тверской», изданной Пономаревым через 10 лет после премьеры, в 1998 году, небольшим тиражом. А в 1999 году им же был написан сценарий к фильму о князе Михаиле «У подножия Голгофы», события в котором начинаются и заканчиваются в современном Буденновске. К сожалению, фильм по этому сценарию так пока и не был снят. Что же касается самого города Буденновска, то его руководство, побывавшее в Твери 5 декабря 2002 года, в день памяти князя Михаила, проявило к спектаклю большой интерес и пригласило Пономарева сыграть свой спектакль на буденновской сцене. Однако такая поездка требует затрат, и судьба будущих гастролей зависит от воли тверских чиновников.

Георгий Николаевич одним из первых был награжден губернатором Владимиром Платовым высшей наградой области - крестом святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Образ князя повлиял и на самого исполнителя роли Михаила. Пономарев явился инициатором и одним из создателей общества Михаила Ярославича Тверского. Он написал не только книгу и киносценарий о Михаиле Ярославиче Тверском, но и пьесу о его внуке - князе Михаиле Александровиче.

Караван+Я. - 2003. - 19 марта.[ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info