ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Владимир НЕУГОДОВ ПУТЬ К ТЕАТРУЕсли театр и начинается с вешалки, то только для тех, кто уже открыл его двери. Но есть путь к этим дверям, который начинается с афиши, буклета, газетного очерка, телевизионного анонса предстоящего спектакля и даже с информации в модном ныне Интернете. А за этим и многим прочим - работа одного из тех, кто редко выходит на овацию зала, но без кого этой овации, может, и не было бы. В Тверском академическом театре драмы таким человеком является заведующая литературной частью Елена Рагузина.
Вообще-то название этой должности унаследовано от времен, когда именно завлиты во многом определяли репертуар своих театров. Сегодня этим занимаются главные режиссеры. Однако «литературный смысл» обязанностей, в частности, Елены Николаевны сохранен вовсе не случайно. И дело в том, что эта работа требует глубокой эрудиции, знания театра и огромной любви к нему: чтобы делиться чем-то с будущим зрителем, надо иметь это.
Эта любовь пришла к Елене Рагузиной еще в драмкружке тверской школы № 12, где ее будни были заполнены уроками, репетициями и спектаклями, занятиями в музыкальной школе, а выходные - поездками в театры Москвы. И прежде всего в любимый Малый с его великими Гоголевой, Анненковым, Царевым, Хохряковым, Подгорным, Коршуновым, с которым судьба потом сведет в тверском филиале Щепкинского училища. Но сначала она повела в музыкальное училище, а затем на работу в областном комитете по делам культуры, где в 1987 году и состоялся разговор с художественным руководителем нашего драмтеатра Верой Андреевной Ефремовой. Итогом стало появление в театре нового помощника режиссера, имя которого - Елена Рагузина - вскоре зазвучало на афишах спектаклей от «Бани» и «Светит, да не греет» до «Анны Карениной», означавших и учебу у их создателей Веры Ефремовой и Валерия Персикова.
Назначение Елены Николаевны на ее нынешнюю должность журналисты «ТЖ» ощутили сразу же. В частности, по ее визитам и звонкам в редакцию: «У нас готовится новый спектакль… Актриса такая-то представлена к званию… У актера такого-то скоро юбилей… В труппе пополнение…Театр собирается на гастроли…». И к этому - масса информации с просьбой: «Расскажите об этом читателям: театр - не только премьеры, но и ежедневная жизнь со своими проблемами и радостями».
Но есть еще один существенный штрих: впечатление такое, что Елену Рагузину застать в театре можно почти в любое время суток. Как заведующую литературной частью, преподавателя филиала «Щепки» и даже как супругу артиста Бориса Лифанова, но прежде всего как человека, который без театра явно не может жить.
Вот и сегодня вечером она будет встречать зрителей премьерного спектакля «Двенадцатая ночь». При нашей беседе во время одной из его репетиций Елена Николаевна сказала: «Кто-то придет на Шекспира, кто-то - на любимого актера или на встречу с режиссурой Валерия Персикова, а кто-то - и просто как в родной дом». Это так. Но заранее знаю, что в зале будет часто звучать: «Здравствуйте, Елена Николаевна». А в этом - и благодарность за помощь в постижении того, что театральная вешалка не начало театра, а итог пути к нему.
Тверская жизнь. -2004. -27 марта. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info