ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
СЕМЕНОВ МИХАИЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
ПРЕССА


Софья ВОРОТЫНЦЕВА

"ЗВУК И СВЕТ - ПОЛОВИНА УСПЕХА СПЕКТАКЛЯ"

Как известно, театр начинается с вешалки. Но в то же время он не заканчивается игрой актеров на сцене. Редкий зритель задумывается над тем, что творится за кулисами, не подозревая того, что без звукового и светового оформления спектакль не произведет должного впечатления. Знакомьтесь: Михаил Вячеславович СЕМЕНОВ, начальник объединенных (осветительного и радио) цехов, уже более тридцати лет обитает в закулисье Тверского академического театра драмы.

- Михаил Вячеславович, как начиналась ваша работа в драмтеатре?

- Какого-то специального образования у меня нет. Получил обыкновенное - среднее. По материальной необходимости мне пришлось рано зарабатывать. Сначала трудился на заводе, потом, когда мне исполнилось 18 лет, поступил в театр драмы. Мне повезло, что рядом оказались люди, которые меня опекали и помогали, учили, как обращаться с людьми и с техникой. Все это преподносилось мне в ненавязчивой форме. И результаты с моей стороны действительно были. Я много занимался самообразованием и быстро приобрел необходимые профессиональные навыки. При советской власти Министерство культуры и ВТО (Всероссийское театральное общество) проводили курсы повышения квалификации по свету и звуку. Так что первые десять лет я в основном разъезжал, учился новому. Курсы были в Питере и в Москве, чаще приходилось бывать в Питере. Я прошел (тогда еще в Ленинграде) через все театры, в том числе стажировался и в Мариинском. Нам, провинциалам, читали лекции ведущие звукорежиссеры, художники по свету, главные инженеры заводов страны, производивших звуковое и световое оборудование. У нас часто проходили семинары, на которых мы спорили. Лестно, что нам удавалось оказывать влияние на производителей. Мы делали свои замечания. Говорили о недостатках выпускаемого оборудования, и заводы, принимая во внимание наши предложения, что-то корректировали. В советское время был информационный голод, и нас спасали семинары. Там мы узнавали о том, как работают со светом и звуком на Западе, о новой технике. Теперь все по-другому. Информации много. Существует целая серия профессиональных журналов. Производители технического оборудования отправляют в театр свои прайс-листы, приглашения на различные выставки. У драмтеатра на данный момент есть контакты с различными фирмами. Новые фирмы сами нас находят. Конечно, все это облегчает нам жизнь - ведь оборудование можно достать. Вопрос в другом: где взять деньги? Часто в Россию везут дешевое, но не самое лучшее импортное оборудование. Из-за маленьких денежных средств театр всегда стоит перед выбором: либо купить что-то одно и дорогое, качественное, либо много дешевого, но плохого.

- Сегодня работать легче, чем, к примеру, лет 20 назад?

- Сейчас мы перешли в плане работы со звуком на мини-диски. Обидно, что в былые времена мы не имели такой роскоши. Тогда фонограмма записывалась на магнитные пленки, которые нужно было резать, склеивать. А ведь если бы пленка порвалась, то можно было просто-напросто сорвать спектакль. Сегодня работать одно удовольствие: ножницы не нужны. В театре обязательно есть резервирование технических средств (аппаратура высокого класса) на случай, если произойдет отказ действующего оборудования. Сначала мы работали с бытовой аппаратурой. Потому что она была значительно дешевле, чем профессиональная той же фирмы. Потом перешли уже на профессиональную. Но денег на все катастрофически не хватает. Хочу сказать одно: так, как работают наши заведения культуры, работать нельзя. Недостаток финансирования - большая проблема. Нам приходится использовать старую, вчерашнюю технику. А это недопустимо. В мире технический уровень очень высок. А ведь мы связаны со зрителем, работаем на него и для него. Чтобы зритель остался доволен спектаклем, звук должен быть безукоризненным, свет - эффективным. Звук и свет - половина успеха театральной постановки. Для актеров это немаловажно. К примеру, артист не сможет играть хорошо, если его отвлекает плохой звук или же если на сцене элементарно темно. Звукорежиссеры и осветители помогают актерам играть, а режиссеру спектакля - добиться воплощения замысла. Если звук, свет и действие на сцене синхронны, это приводит к положительному результату. Театр обязан дать зрителям то, что они нигде не увидят и не услышат. Что тут говорить, когда у многих сейчас дома качественная аппаратура: СD-магнитофоны, домашние кинотеатры и так далее. Если так разобраться, зачем ходить в театр, когда дома можно включить кино с отличным изображением: красками, цветом и звуком. Чем дальше развиваются технологии, тем хуже для театров, особенно провинциальных. Сегодня состоятельные люди имеют возможность смотреть и слушать все, что душе угодно, даже не выходя из дома - по Интернету. Пройдет время, и в квартирах у всех будут обязательно встроены в стены домашние кинотеатры. Театр должен это все опережать. Но мы не в состоянии, так как не хватает денег. Однако стыдно за это должно быть не нам, а властям.

- Михаил Вячеславович, вы считаете свою работу творческой, романтичной?

- Творческой, безусловно. А романтика с годами ушла. Теперь идет профессиональная работа. Хотя, когда думаешь, как воплотить те или иные идеи... Да, возможно, в этом романтика. В театре работают люди увлеченные, нормальные здесь быть не могут. Театр затягивает. Если человек, пробыв два года в театре, не покинул его, он не уйдет никогда, несмотря на негативные моменты (полная загруженность при минимальной зарплате). Люди театра выпадают из жизни как таковой. Не остается времени на личную жизнь, рвутся старые связи, нет времени ни на встречи с родственниками, ни на встречи с друзьями. Да и когда: утром, днем репетиции, потом - маленький перерыв, спектакль. Выходной в понедельник. Мне повезло. Моя супруга Галина Васильевна работает в драмтеатре заведующей музыкальной частью. Когда мы играли свадьбу, на третий день гости еще гуляли, а мы готовились к отъезду на гастроли.

Караван+Я. -2003.- 28 мая. [ http://karavan.tver.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info