ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ГОДЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
ПРЕССА


Я. ЗВЯГИН

ТВОРЧЕСТВО

А. Ф. Годлевский
Калининский драматический театр в марте этого года отмечает свой 50-летний юбилей. Творческим портретом заслуженного артиста РСФСР А. Ф. Годлевского «Калининская правда» начинает рассказ о ветеранах театра, своим высоким мастерством заслуживших признательность и любовь зрителей Верхневолжья.

О творчестве заслуженного артиста РСФСР Александра Федоровича Годлевского писать и легко, и трудно. Легко - потому что, как говорили в старину, это актер божьей милостью, и все, что он делает на сцене, пронизано светом неподдельного искусства. Трудно - потому что дарование его сложное, многоплановое. Галерея созданных им за сорок лет сценической работы образов чрезвычайно разнообразна. От шекспировского Ромео до горьковского Старика. Только за последние четыре года им сыграно более двух десятков ролей.

Годлевский не делает различия между крупной ролью и проходной. Каждая из иже в спектакле становится образом большого внутреннего наполнения. В проходных ролях он проявляет труднейшее мастерство актера эпизода, исполнителя «роли без ниточки», в которой нет развития, нет ни начала, ни конца. И тем не менее образ создан, и он не остается вне зрительского восприятия.

В представлении многих любителей театра Годлевский - актер прежде всего характерный, умеющий броскими мазками подчеркнуть в своих героях какую-то одну, наиболее существенную черту, определяющую именно данный тип человека. Таковы благородный Будулай в «Цыгане» или одержимый Морис в «Глубокой разведке», наглый гостинодворец Красавин в «Детях Ванюшина» или анархист Лева Чикин из «Вьюги».

Но скажите, в какие рамки острой характерности можно уложить то, что сделано Годлевским в образах Глостера («Король Лир»}, Барклея Купера («Дальше-тишина») или тем более горьковского Старика? Нет, здесь нечто совсем иное, художественно куда более значимое.

Современный актер - это человек, нашедший свою тему. Направление актерского поиска Александра Федоровича идет от характерности к психологическому, обобщающим, поданным крупным планам. Актер создает уже не характерность, характеры, типические личности во всей их противоречивой полноте и сложности. При все том собственное отношение Годлевского к создаваемому образу, его гражданская и эстетическая позиция всегда предельно ясна. Это партийная позиция.

В конечном счете каждого актера в творческом отношении отличает какая-то одна, наиболее яркая, доминирующая черта. У А.Ф. Годлевского - это его необычайная страстность, горячий темперамент, эмоциональная приподнятость. В его героях, независимо от того, хороши они или плохи, нравственные струны всегда предельно натянуты. И оттого каждое душевное движение их, каждый поступок внятен и значителен.

Александр Федорович Годлевский- один из ветеранов Калининского драматического театра, на сцене которого он выступает более двадцати лет. Это были нелегкие, сложные годы. Но все, что сделано им в сценической жизни, отмечено строгой взыскательностью художника.

Калининская правда(Тверская жизнь). -1971.- 14 января.


© Тверской академический театр драмы, 2003-2021 | dramteatr.info